Преимущества и недостатки электронных ценников для магазинов
Розница получила в последние годы новый инструмент для автоматизации торговли – технологические электронные ценники для магазинов. Крупные российские ритейлеры недавно начали внедрять эту технологию в виде пилотных проектов, поэтому вскоре стоит ожидать её появления и в более мелком торговом сегменте.
Что представляют собой электронные ценники
Электронные ценники (ЭЦ) представляют собой автономные устройства с дисплеем, которые предназначены для отображения информации о цене и свойствах конкретного товара.
Внутреннее устройство электронного ценника не сложнее обычного калькулятора
Они состоят из следующих элементов:
- Прямоугольный корпус с экраном.
- Радио-модуль для обмена данными с базовой станцией.
- Управляющая микросхема.
- Батарея питания.
- Светодиод (опционально).
Электронные ценники могут быть размером до 20 см и размещаться в специальном подвесном кармане. Но наибольшую популярность получили модели длиной 4-8 см, которые удобны для установки в ряд на магазинные полки.
Экран ЭЦ может быть сделан и в виде жидкокристаллического дисплея, но в большинстве случаев используется технология электронных чернил E-Ink. Она позволяет отображать информацию в черно-белом или черно-бело-красном формате, используя энергию батареи только в момент изменения отображаемых данных. Такие экраны не бликуют и имеют высокую контрастность.
По объем отображаемой информации электронные ценники можно разделить на две категории:
- сегментные, отображающие лишь ограниченное число символов;
- графические, на которых может отображаться любая необходимая информация.
Дополнительно в ЭЦ могут быть встроены NFC-чипы и прочие модули, которые увеличивают их функциональность.
Электронные ценники были узаконены в РФ в 2016 году. В соответствующем Постановлении Правительства №55 от 19.01.1998 г. указывается, что все они должны быть единообразны. Это требование означает, что предпринимателям придется делать однозначный выбор между бумажной или электронной системой ценников в каждой торговой точке.
Принцип работы электронных ценников
Для управления ЭЦ магазину нужно приобрести специализированное оборудование и ПО. Его стоимость начинается от нескольких тысяч долларов для небольших магазинов и доходит до сотен тысяч долларов для гипермаркетов. Сами ценники стоят в пределах 7-30$ за штуку.
Принцип работы комплекта оборудования электронных ценников для магазина
В управляющее оборудование входит:
- Управляющий сервер.
- Базовые радиостанции, обеспечивающие обмен информацией с ценниками во всем магазине.
- Терминал сбора данных для точечного мониторинга и настройки отдельных ценников.
- Программное обеспечение.
Помимо монтажа электронного оборудования потребуется реконструировать полки магазинов, установив на них специальные планки для крепления ценников. При внедрении системы также нужно совместить товаро-учетную базу онлайн-кассы с базой управляющего сервера, чтобы цена товара мгновенно изменялась во всех устройствах сразу.
Функционал электронных ценников зависит от их стоимости. В базовом варианте ЭЦ принимает сигналы от радиостанции, изменяя отображаемые на дисплее сведения. Существуют ценники, которые способны к двухстороннему обмену с сервером. Они могут проводить самодиагностику и сигнализировать и низком заряде батареи или других технических неисправностях.
NFC-модули ценников могут взаимодействовать со смартфонами проходящих людей, передавая на них информацию об индивидуальных ценах в рамках программ лояльности. Таким образом, ЭЦ являются не просто технической изюминкой, а мощным маркетинговым инструментом для повышения эффективности продаж.
Преимущества электронных ценников для магазинов
Практика показывает, что установка электронных ценников лишь с целью автоматизации торговли является нецелесообразной. Только максимальное использование маркетингового потенциала ЭЦ позволяет окупить расходы на оборудование.
Среди преимуществ перехода на электронные ценники в магазине можно выделить следующие:
- Оперативное управление ценами. Стоимость товара можно менять мгновенно в рамках целой сети магазинов. При этом достигается экономия времени работы персонала и снижается количество ошибок при смене бумажных бирок.
- Возможность краткосрочных акций в определенные часы времени. Покупатель всегда видит актуальную цену, которая синхронизирована с товаро-учетной системой и онлайн-кассой. Особенно актуально это преимущество для продаж скоропортящихся продуктов.
- Экономия на содержании персонала торгового зала и расходных материалах для бумажных ценников. Продавцам нужно следить лишь за правильным размещением продукции на полках.
- Возможность проведения программ лояльности с помощью взаимодействия NFC-чипа ЭЦ со смартфоном покупателя. Клиент может получать напоминания об индивидуальной скидке на товар в момент прохождения мимо него.
- Повышение продаж за счет постоянного наличия ЭЦ на все товары. По статистике 10-12% бумажных ценников размещены не на своем месте, что приводит к частым отказам клиентов от покупки.
- Привлечение внимания покупателей элементами анимации, применяемой на ценниках акционных товаров или продукции с истекающим сроком годности.
- Синхронизация цен позволяет исключить конфликтные ситуации на кассе, когда покупатели видят в чеке сумму большую, чем было указано на ценнике.
- Перед масштабными промоакциями не нужно внеурочно оставлять персонал для смены бумажных ценников.
- На электронных ценниках могут указываться подсказки или реклама по приобретению сопутствующих товаров. Например, на ЭЦ с обоями разумно прорекламировать подходящий для них клей.
Некоторые магазины по продаже электроники применяют электронные ценники для поддержания минимальных цен на рынке. Если в результате ежедневного мониторинга обнаруживается, что у конкурента стоимость какого-либо товара стала ниже, то система автоматически понижает её на ЭЦ. Но для эффективности такой схемы требуется информированность клиентов о ней.
Электронный ценник может прикрепляться с помощью клипсы
По европейской статистике, своевременность изменения цены на портящуюся продукцию позволяет снизить потери товаров на 17%. Эти плюсы также следует учитывать при расчете экономической целесообразности установки ЭЦ.
Плюсов у цифровых ценников много, но недостатки этих устройств пока что не позволяют массово внедрять их в розничную торговлю.
Что тормозит внедрение ЭЦ в магазинах?
Рядовые граждане редко встречают электронные ценники в отечественных магазинах. Причин такого положения вещей несколько:
- Законодательно электронные ценники были разрешены только в конце 2016 года, поэтому у заинтересованных компаний было мало времени на сертификацию, рекламу и внедрение этой технологии.
- Дороговизна минимального комплекта оборудования. Стоимость внедрения системы электронных ценников на 20000 товарных позиций составляет около 400 000 долларов.
- Необходимость реформирования торговой и IT-инфраструктуры. Крупный бизнес только недавно потратился на установку онлайн-касс, поэтому с очередным обновлением оборудования никто не торопится.
- Окупаемость инвестиций – 4-5 года. Для розничного бизнеса это довольно большие сроки, особенно при наличии более перспективных направлений инвестирования.
- Воровство оборудования. Несмотря на отсутствие пользы от ценников в домашних условиях, посетители магазинов систематически их крадут. Эта недостаток касается только российского региона и есть надежда, что он со временем исчезнет.
Стоимость электронных ценников падает на несколько процентов в год. И нет сомнений, что их основной недостаток – цена – вскоре перестанет оказывать влияние на процесс внедрения ЭЦ. Их массовая установка в крупных сетях станет сигналом для остальной розницы, что пришло время очередного этапа по автоматизации торговли.
Всем ли магазинам нужны электронные ценники?
Принимать решение об установке в магазине электронных ценников необходимо с учетом двух факторов:
- Экономическая целесообразность.
- Особенности товарного ассортимента и выкладки товара.
Даже самые маленькие ЭЦ имеют в длину несколько сантиметров. Поэтому при торговле мелким товаром использовать электронные ценники просто нецелесообразно. Не подойдут эти устройства для торговых точек с ювелирными украшениями, бижутерией, мелким инструментом, хозтоварами и прочей мелочевкой.
Неактуальны ЭЦ будут и в магазинах электронных товаров, ценник которых должен содержать массу технических характеристик. Оптимальным местом для размещения устройств являются длинные глубокие полки, к которым привыкли посетители продуктовых супермаркетов. Там устройства можно легко закрепить и обслуживать. Они отлично впишутся также в интерьер магазинов, торгующих мебелью, сантехникой, косметикой.
Модели электронных ценников с магнитным креплением можно прочно расположить на любой металлической поверхности. Поэтому для фиксации этих устройств не обязательно наличие специальных полок.
Для оценки экономической целесообразности внедрения ЭЦ понадобится осуществить следующие действия:
- Изначально необходимо определить стоимость комплекта оборудования. Сами экраны можно приобрести по фиксированной цене в интернете. А вот сервера, ПО, базовые радиостанции и услуги настройки рассчитываются индивидуально для каждого клиента.
- Для финансовых расчетов потребуется подробная аналитика работы магазина. Получить её могут помочь программы для розничной торговли, устанавливаемые в онлайн-кассы.
- Разработать план запуска программ лояльности покупателей и других маркетинговых инструментов. Без них не стоит даже задумываться о целесообразности внедрения электронных ценников.
При наличии свободных финансов установить ЭЦ можно и без экономических расчетов. Эти устройства сделают магазин современным и привлекательным для клиентов.
Себестоимость электронных ценников постепенно снижается, а их функционал растет. Эта тенденция неминуемо приведет к появлению рассматриваемых устройств в розничных сетях. Поэтому заинтересованным клиентам стоит уже сейчас оценивать плюсы от установки ЭЦ и ждать удобного момента для их покупки.