Когортный анализ в интернет-магазине: задачи, цели и примеры применения
Кто является покупателем интернет-магазина? Какие у него желания, интересы, потребности? Сколько он готов заплатить за товар? Чтобы построить успешный бизнес, нужно изучить свою целевую аудиторию вдоль и поперек. Ответы на главные вопросы дает грамотный когортный анализ.
С помощью этого инструмента предприниматели делят посетителей сайта на группы, смотрят статистику и учитывают поведение каждого из сегментов при запуске маркетинговых активностей. Сегодняшняя статья – обо всех нюансах, которые касаются когортного анализа.
Суть и цели когортного анализа
Анализировать целевую аудиторию крайне важно. Но необходимо брать во внимание и тот факт, что посетители сайта могут быть довольно разными. Их отличия помогает выявить когортный анализ.
Для этого выделяются отдельные категории покупателей, объединенные аналогичными характеристиками. Такие категории называют когортами. В них включают посетителей, которые выполнили какое-либо действие в обозначенный промежуток времени. Без учета временных отрезков речь идет не о когортах, а о стандартных сегментах ЦА.
Схема исследования
Данный вид анализа позволяет отслеживать действия клиентов в разные периоды, видеть, как колеблется спрос на различные товары. Точность времени здесь имеет большое значение, поскольку поведение аудитории может существенно меняться.
К примеру, в апреле больше покупают один продукт, в мае – другой. Рассматривая действия посетителей сайта, маркетологи распределяют их по когортам. Например, один и тот же клиент, который увидел набор для пикника в таргетированной рекламе, войдет сразу в 3 группы:
- Тех, кто узнал об интернет-магазине через таргет.
- Тех, кто купил набор в мае.
- Тех, кто купил набор.
Отсюда можем сделать выводы о том, какой канал продвижения работает эффективнее остальных, в какой период года покупатели больше всего интересуются определенным товаром, какие характеристики влияют на спрос. Так становится понятно, от чего есть максимальная отдача, что лучше отключить совсем, на чем стоит сосредоточиться.
В целом, когортный анализ охватывает множество актуальных для бизнеса задач:
- оценка окупаемости вложений и эффективности рекламных средств. Многие форматы рекламы приносят результат только спустя определенный промежуток времени. Плюс ко всему, если продукт дорогой, потенциальные клиенты могут долго обдумывать покупку. В таком случае ROMI повысится далеко не сразу. Оценить реальную эффективность канала можно будет только посредством углубленного анализа в динамике;
- анализ покупательской лояльности. Разделение на когорты дает возможность понять, когда и откуда в интернет-магазин приходят самые лояльные покупатели. Тут нужно учитывать коэффициент удержания и повторных покупок за каждый месяц;
- прогрев целевой аудитории. По анализу видны моменты снижения активности покупателей. С целью возврата интереса компании запускают ремаркетинг, «прогревающие» рассылки с привязкой к этому времени (например, через месяц после первой покупки в магазине);
- тестирование и сравнение. Когортный анализ используется для оценки эффективности различных доработок и нововведений на сайте, сравнения показателей продаж через мобильное приложение и десктоп.
В результате предприниматель получает полную, детализированную картину ситуации, может определить, во что сейчас целесообразнее вкладываться, чтобы бизнес успешно развивался.
Вот несколько примеров того, как можно использовать результаты когортного анализа на практике:
- отследить всплески интереса, покупок, возвратов, снижение активности;
- настроить график показа рекламы в разных кампаниях по дням;
- получать больше заявок при неизменном рекламном бюджете, увеличивая ставки на дни с наибольшим конверсионным потенциалом;
- определять потенциальную прибыль с каждой когорты за месяц/полгода/год;
- узнавать отношение посетителей к новому дизайну, интерфейсу, функционалу, CTA-элементам, понимать, нужно ли вводить это изменение;
- оценивать эффективность конкретной рекламной кампании, рассчитывать реалистичный ROMI;
- вовремя запускать активности, прогнозировать и удерживать результат.
Ключевые метрики и параметры когортного анализа
Применяя этот аналитический инструмент, нужно ориентироваться на большое количество метрик. Какие из них будут самыми важными, зависит от текущих целей и специфики деятельности компании.
Однако существуют и универсальные показатели, применяемые практически в любой сфере e-commerce:
- общая сумма дохода со всей группы покупателей;
- продолжительность пользовательских сеансов когорты;
- средняя прибыль с каждого участника группы;
- средняя продолжительность сеанса каждого отдельного участника;
- общее количество и статистика посещений;
- число просмотров сайта;
- количество посетителей в определенные периоды;
- задействованные рекламные каналы;
- повторные заказы;
- достигнутые цели.
Группы сравниваются по этим параметрам.
Пример параметров для сравнения
Категория посетителей выделяется по одному или нескольким общим признакам. Это может быть регистрация, заказ, посещение веб-страницы и так далее. Для создания категории необходимо, чтобы посетители совершили аналогичные стартовые действия в определенный момент – первый визит, первая покупка, оплата.
После такого действия должна извлекаться информация, которая позволит идентифицировать пользователя – геолокация, IP, личные сведения. Как только посетитель выполняет предустановленное действие, его включают в состав группы.
При формировании когорт важны еще 3 параметра:
- Длительность – день, месяц, год.
- Период, который будет учитываться в анализе.
- Основной показатель для анализа – окупаемость рекламы, коэффициент удержания покупателей, доход от одного клиента за все время взаимодействия с ним.
По этим параметрам оценивается эффективность текущей стратегии интернет-магазина.
Правила работы с инструментом
Работа с когортным анализом состоит из нескольких этапов. В самом начале формулируются актуальные проблемы и выдвигаются гипотезы. Далее выделяются сегменты и основные показатели для анализа. За этим следует еще несколько шагов.
Сбор данных
Тип данных, которые придется собирать для анализа, зависит от действия, выбранного в качестве стартового. Чаще всего это первый заход на сайт, регистрация или покупка. Извлечь необходимые данные можно из подключенной к интернет-магазину системы веб-аналитики.
Часть информации может храниться в товароучетной системе. К примеру, в программе «ЕКАМ» формируются отчеты по каждому покупателю, в которых есть данные о:
- количестве покупок;
- общей сумме заказов;
- прибыли;
- рентабельности.
Отчеты по покупателям в «ЕКАМ»
Структурирование информации
Собранные сведения загружают в один из удобных редакторов – Excel, Google Docs или любой другой – и структурируют в сводной табличке. Под каждую группу выделяется отдельная строка.
Разберем на наглядном примере.
Компания делает email-рассылку, привлекая подписчиков из разных каналов. Анализ выполняется для того, чтобы выявить, откуда приходят наиболее лояльные покупатели.
Учитываем все способы подписки:
- Стандартная форма на сайте.
- Лид-магнит на лендинге.
- Ссылка в соцсетях.
На основании этих данных формируем три группы в таблице и прописываем количество участников на текущий момент времени. Также указываем периоды, которые будут учитываться в анализе. Рядом с ними прописываем процент пользователей, остающихся в числе подписчиков с истечением времени. Получается такая таблица:
Для лучшего представления когорт можно также выстраивать графики.
Анализ данных
Теперь структурированную информацию предстоит подробно проанализировать. Для этого выполняется детализация по периодам. Затем сравниваются показатели в различных группах и делаются соответствующие выводы.
В случае с нашим примером аналитика показала, что наиболее активный сегмент подписчиков привлекается через типичную форму на сайте интернет-магазина. Спустя месяц после подписки сообщения продолжают открывать 80% читателей, по прохождению 4 месяцев – 65%.
Потенциальные покупатели, которые приходят с социальных сетей, проявляют меньшую вовлеченность – 60% и 37%. Пользователи, пришедшие с лендинга за лид-магнит, отписываются быстрее всего.
Таким образом, можем сделать обоснованный вывод: привлекать клиентов лид-магнитом практически бессмысленно. Максимальные усилия стоит направить на привлечение через форму на официальном сайте. Также необходимо доработать стратегию удержания подписчиков, которые приходят с социальных сетей.
Главные задачи анализа:
- Оценить эффективность маркетинговых средств.
- Ответить на ранее поставленные вопросы.
- Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- Найти оптимальное решение проблемы.
Для оценки результативности принятых решений проводится повторный анализ.
Выполнить когортное исследование по стандартным метрикам можно в сервисах Google или «Яндекс». В Google Analytics это возможно по первому посещению, транзакции или конверсионному действию. В «Метрике» группы формируются по трекеру, дате установки, партнерам, от которых приходит аудитория.
Сравнение групп и анализ показателей в Google Analytics
Примеры из практики
В теории благодаря рассматриваемому инструменту можно анализировать множество групп посетителей по совершенно разным действиям. Но на практике такое исследование проводится, когда есть четкое понимание, для чего это необходимо и как применять результаты в дальнейшем.
Самый важный нюанс – правильный выбор когорт и целей. Чаще всего анализ проводится для расчета сроков окупаемости рекламных каналов, A/B тестирования, отслеживания повторных посещений, оценки эффективности конкретных кампаний.
Рассмотрим алгоритм применения инструмента на примере двух наиболее распространенных целей в электронной коммерции.
Анализ эффективности рекламных каналов
Рекламные каналы оцениваются в процессе сравнения когорт.
Примерный порядок исследования:
- фиксируем всех новых посетителей сайта на протяжении месяца;
- формируем отдельные группы по каналам (соцсети, рассылки, контекстная реклама и так далее);
- анализируем поведение каждого сегмента – повторные визиты, заявки, покупки и прочее.
Результат: видим подробные данные по каждому каналу, вкладываем большую часть средств в самые эффективные, пересматриваем стратегию для каналов, в которых снижается активность, отключаем источники, не приносящие трафика.
Анализ окупаемости рекламной кампании
Оценка реакции посетителей на изменения
Реакция на различные нововведения на сайте исследуется при A/B тестировании. Видоизменяя некоторые компоненты веб-страниц, предприниматели делят пользователей на группы. Каждой из них демонстрируются разные варианты. При этом отслеживается влияние доработок на конверсию.
Порядок исследования:
- формируем группу для стартовой версии веб-страницы;
- запускаем вторую версию и создаем группу из уникальных посетителей, которые увидят исключительно этот вариант;
- сравниваем конверсии в двух форматах.
Результат: выбираем вариант, который оказался эффективнее с точки зрения конверсии.
Когортный анализ полезен в любых бизнес-сферах, особенно в онлайн. Приоритетные показатели для развития интернет-магазина – приток новых покупателей и способность их удерживать. Как раз с помощью выделения когорт можно разрабатывать рекламные стратегии, которые обеспечат сайт целевым трафиком.
Инструмент показывает, как те или иные решения влияют на конверсию. Пользуясь им, предприниматели видят определенные закономерности и тенденции в поведении аудитории. Это позволяет четко отследить недоработки, ошибки, слабые места и оперативно исправить их.
Чтобы анализ был объективным, важно правильно выделять когорты и понимать конечные цели. Практически все необходимые данные для исследования есть в системах веб-аналитики. Дополнительную информацию по заказам и прибыли можно получить в товароучетной программе «ЕКАМ».