Сканер и другое оборудование для обязательной маркировки товаров в розничной торговле - полный список техники и ПО
Обязательная маркировка набирает обороты, а к 2024 году она станет сплошной и обязательной для всех товаров. Есть смысл начать готовиться уже сейчас, чтобы в будущем избежать ажиотажа и штрафов. В статье расскажем, какое оборудование и программное обеспечение понадобится рознице, как оно работает и для чего служит.
Как работает обязательная маркировка товаров
Задумка авторов закона проста: теперь вся продукция, попадающая на полки розничных магазинов, будет помечена особым способом - штрих-кодом формата Data Matrix. На товар наносится специальное изображение, содержащее зашифрованную информацию. Как обычный 2D-код, только сложнее. При его создании применяются методы криптографического шифрования. Такой подход позволяет упаковать в картинку намного больше данных. Кроме того, изображение можно считать сканером, даже если оно частично повреждено. А еще код нельзя сфальсифицировать или повторить - это слишком сложно и дорого.
После этого каждая единица вносится в общую базу. Теперь она становится видимой для всех участников рынка и государства. Для этого используется специально созданная система отслеживания. Ее создал центр разработки перспективных технологий - ЦРПТ. Это специальная программная среда, в которой фиксируются все этапы перемещения продукции. Система носит название “Честный знак”.
Система “Честный знак”
На заметку: возможно, для работы с маркированными товарами вам вообще не придется ничего покупать. Для снижения издержек бизнеса авторы закона предусмотрели использование того оборудования, которое уже применяют магазины. Например, главную роль играют обычные онлайн-кассы. В некоторых случаях технику понадобится модернизировать, но не приобретать новую. Дочитайте статью до конца, чтобы узнать, какие девайсы уже есть, а какие поменять или докупить.
Какое оборудование нужно розничному магазину для работы с маркировкой
Контрольно-кассовая техника - онлайн-кассы
Именно онлайн-ККТ передает информацию о выбытии кодов маркировки в государственную систему мониторинга. Бизнес почти полностью перешел на такое контрольно-кассовое оборудование. Исключение составили ИП без работников, самостоятельно оказывающие услуги населению или продающие товары собственного изготовления (статья 2 закона 129-ФЗ от 06.06.2019).
Передача данных происходит через оператора фискальных данных - ОФД. Дополнительный договор на обслуживание не требуется, все происходит в рамках существующего и за те же деньги.
Теперь о том, какие онлайн-кассы подходят для работы с кодами маркировки. Если говорить о новом оборудовании, предлагаемом на рынке, то можно смело купить любой кассовый аппарат. А вот если ККТ работает давно и куплена до 2019 года, могут возникнуть нюансы. Все дело в формате фискальных документов (ФФД), которые поддерживает онлайн-касса. В новом формате появился отдельный реквизит кассового чека - код маркировки.
Проверить формат фискального документа можно в меню кассового аппарата. Для этого лучше воспользоваться инструкцией производителя. С кодами маркировки умеют работать устройства, имеющие версию прошивки ФФД 1.05 и более свежие (например, 1.1). Если версия прошивки вашей кассы 1.0 и ниже, вы уже нарушаете законодательство, даже если не работаете с маркированными товарами. ККТ необходимо перепрошить или заменить на современную.
При определенном опыте перепрошить кассовый аппарат можно самостоятельно. В противном случае можно обратиться к производителю ККТ или организацию, обслуживающую вашу онлайн-кассу.
После перепрошивки кассового аппарата заменять фискальный накопитель не требуется. ФН разрешили использовать до конца срока действия. Правда, есть одно но: ФН старого типа не умеют работать с кодами маркировки. Это значит, что выбытие идентификаторов из оборота придется делать вручную, через личный кабинет на сайте ГИС МТ. Новые фискальные накопители фиксируют выбытие кодов Data Matrix автоматически.
Сканер кодов Data Matrix
Для работы с кодами маркировки не нужен продвинутый девайс, вполне достаточно обычного 2D-сканера. Такое устройство может считывать как линейные (пример - штрих-код) так и двухмерные (Data Matrix, QR) коды.
Вот небольшой обзор двухмерных сканеров, рекомендованных ЦРПТ для работы с маркированными товарами;
- Datalogic QD2430, стоимость от 5045 рублей*;
- Honeywell 1450g, стоимость от 2929 рублей*;
- Zebra DS2208, стоимость от 3878 рублей*;
- “Атол D1”, стоимость от 6290 рублей*.
*по данным сервиса “Яндекс.Маркет”
Выбор сканера зависит от объема розничных продаж магазина. Если это десяток сделок за рабочую смену, достаточно недорогого ручного считывателя. Когда через устройство проходит несколько тысяч кодов в день, лучше задуматься о покупке устройства с высокой производительностью. Обычно это настольные сканеры (в нашем списке - “Атол D1”).
Ну и главное: если вы уже работаете с 2D-сканером, приобретать дополнительно ничего не надо. Любые устройства, поддерживающие считывание двухмерных кодов, годятся для сканирования Data Matrix изображений.
Сканер “Атол D1”
Принтер ценников и этикеток
Прежде, чем рассказать о самом оборудовании, сообщим о некоторых изменениях в продаже маркированных товаров. Они затронут не только отпуск покупателю, но и такие вещи, как обмен и возврат. Как мы уже говорили, при реализации единицы товара его код идентификации гасится в базе. Если продукцию вернули в магазин, кода у него нет и нужно получить новый. Для этого магазин делает запрос в ЦРПТ на генерацию кода, который передается в формате PDF и доступен для скачивания в личном кабинете ГИС МТ. Стоимость одного средства идентификации составляет 50 копеек без НДС.
А теперь главное: полученный код маркировки нужно нанести на единицу продукции, после чего ее разрешается продавать. Самый простой способ - распечатать изображение на принтере и наклеить его на упаковку или само изделие. Закон разрешает делать и так и эдак.
Аппликатор для нанесения кодов маркировки
Девайс понадобится в том случае, если у магазина большой оборот и серьезные дневные продажи. В предыдущем пункте мы касались нанесения кодов Data Matrix на товар. Так вот, если нужно промаркировать большое количество остатков, возвратов и обменов много, то клеить этикетки вручную слишком трудозатратно. Лучше механизировать процесс и воспользоваться аппликаторами.
Устройство позволяет быстро промаркировать большое количество товара усилиями одного-двух работников склада. В аппликатор вставляется рулон с лентой, на которую нанесены коды маркировки. Лента самоклеящаяся, для нанесения достаточно провести аппликатором по изделию или упаковке.
Есть как ручные, так и автоматические аппликаторы. Вторые применяются в условиях промышленного производства и не нужны розничному магазину. Их стоимость варьируется в районе 150 тысяч рублей, а промаркировать такие устройства могут тысячи единиц продукции за смену.
Стоимость ручных аппликаторов - от 5 тысяч рублей. Неплохие модели - TOWA 100-60, TOWA 65-30 и несколько других.
Аппликаторы для нанесения кодов маркировки
Устройства для продажи меховых изделий
Если при маркировке основной части товаров используется изображение Data Matrix, то меховые изделия помечаются другими идентификаторами - радиочастотными RFID-метками. В изделие зашивается специальный чип, для сканирования которого понадобится отдельное устройство - считыватель RFID-меток.
RFID-метки используются не только при маркировке меховых изделий. Подобные технологии применяются, например, в домофонах. Для розничной торговли шубами нужны те, что разработаны для предприятий розничной торговли и интегрируются с программами Bookos 2.0FE и ATID AT-870. Этот софт доступен на сайте Федеральной налоговой службы абсолютно бесплатно.
Регистраторы выбытия лекарственных препаратов
Нужны предприятиям сферы медицинского обслуживания, продающих лекарственные средства: частным клиникам, стоматологиям и лабораториям. Простым аптекам девайс не понадобится, там достаточно стандартной связки ККТ-сканер.
Как понятно из названия, устройство регистрирует отпуск лекарств, реализованных в ходе лечение пациента. Причем это не прямая продажа, тут хватило бы и кассового аппарата. Назначение устройства - зафиксировать передачу лекарства и погасить в базе код маркировки. При этом сам препарат может быть отпущен по 100-процентной льготе, оплачен страховой компанией по полисам ДМС или ОМС и так далее. Во всех случаях, кроме продажи. За деньги - то через кассу, в этом вся фишка.
Поэтому, если у вас частная клиника или офтальмологический кабинет, придется купить и регистратор выбытия лекарств.
Товароучетная программа
Причем не простая, а та, что поддерживает работу с маркированной продукцией. Если хотите контролировать списание остатков в автоматическом режиме, товароучетка должна быть интегрирована с контрольно-кассовой техникой, а значит, работать с кодами маркировки.
В качестве программы товароучета вы можете выбрать систему “ЕКАМ”. В компании “ЕКАМ” можно купить и все виды оборудования для продажи маркированных товаров. По всем вопросам вы можете обратиться к специалистам “ЕКАМ”.
Товароучетная система “ЕКАМ”
Система электронного документооборота
Сами коды маркировки будут передаваться в магазин при помощи электронных накладных. Их формируют и отправляют поставщики товара. Обмен данными происходит по защищенным каналам в системе электронного документооборота - ЭДО.
Электронным документооборотом занимаются компании, имеющие соответствующие разрешения государственных органов. Сейчас в списке 86 организаций, можно выбрать любую. Стоимость обслуживания одинакова, есть только небольшие различия в работе личных кабинетов и интерфейсе меню.
Актуальный перечень операторов ЭДО со ссылками можно посмотреть на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Если у вас небольшое производство
Или большое, неважно. Дело в том, что производители товара должны маркировать продукцию на этапе изготовления. Тоже самое касается и импортеров на территорию Российской Федерации. Все они получают средства идентификации в ГИС МТ, после чего коды эмитируются на рынок. Именно для этого и нужны регистраторы эмиссии кодов.
В ряде случаев регистраторы предоставляются государством бесплатно. Это еще одна мера, исключающая удорожание товара после введения обязательной маркировки.
Крупным серийным производствам могут понадобиться мощные производительные принтеры этикеток, автоматические аппликаторы и другая техника. Такая же, что и в рознице, но для серьезных объемов.
Заключение
Как видите, оборудования понадобится много. Магазинам, только начинающим свою деятельность, придется покупать полный комплект. Это же касается продавцов, чья техника успела морально устареть и не поддерживает работу с маркированными товарами. Кому-то повезло больше и затраты удастся свести к минимуму, а то и избежать их вовсе. Надеемся, материал помог сориентироваться в технике для маркировки и теперь вы знаете, что делать. Успехов!