Какие удаленные сотрудники нужны розничному офлайн-магазину при переходе в онлайн и где их найти
Если вы владеете розничным магазином и до сих пор не нашли удаленных сотрудников - надо срочно это исправлять. Кризис и пандемия коронавируса диктуют свои законы: ваши конкуренты спешно перепрофилируются и переводят бизнес в онлайн.
Посудите сами, как это удобно: люди сидят в самоизоляции и выбираются до ближайшего магазина в пределах 100 метров от дома. В другие магазины (в том числе и ваш) им путь заказан. Но если у вас будет сайт, лендинг или хотя бы паблик в соцсетях, они смогут ознакомиться с ассортиментом онлайн и заказать доставку. Ваш курьер привезет им товары, и вы не потеряете прибыль.
Если ваш офлайн-магазин закрыли на карантин, тем более не стоит опускать руки. Переход в онлайн может спасти ваш бизнес и дать возможность выплачивать зарплату персоналу.
Для всего этого нужно искать удаленных сотрудников. Расскажем, кто вам нужен, где их найти и как эффективно работать.
Какие сотрудники нужны магазину в онлайне?
Специалисты сферы digital
Это те люди, которые помогут вам быстро перейти в онлайн и дать рекламу заинтересованной целевой аудитории. Рассмотрим подробнее:
- Программист/создатель сайта или лендинга. Человек, который быстро сделает вам сайт магазина или продающий лендинг. Можно обратиться в диджитал-агентство, где вам сделают все под ключ. Можно сэкономить и нанять частного специалиста-фрилансера. Можно зарегистрироваться на платформе для создания интернет-магазинов - многие предлагают сейчас хорошие скидки.
- Контент-менеджер/копирайтер. Пишущий человек, который заполнит ваш сайт или паблик продающими текстами и постами. Это может быть текст на главной странице, информация о компании, статьи и новости в блоге, текст о скидках и распродажах и, конечно, карточки товаров с продающими описаниями. Не поддавайтесь искушению написать тексты самостоятельно или подключить к делу сотрудницу, которая хорошо писала сочинения в школе. Эту работу должен выполнять специалист.
- Интернет-маркетолог. Без него ваш сайт с контентом будет работать вхолостую, ведь откуда люди узнают о вашем предложении? Маркетолог будет заниматься разработкой рекламных кампаний, запускать акции и розыгрыши, составлять рекламные предложения. Можно сэкономить: найти универсального специалиста (например, копирайтера-маркетолога или SMM-щика-маркетолога, который будет совместно с вами придумывать все эти активности и запускать рекламу).
- SMM-щик/таргетолог. Человек, который будет заниматься продвижением ваших групп в соцсетях и мессенджерах. Он настроит вашу рекламу так, чтобы она показывалась не всем подряд, а конкретной ЦА: например, людям, которые проживают в вашем городе, или только женщинам от 25 до 35 лет, и так далее.
Менеджеры по продажам
Те же продавцы, только в онлайне. Именно им придется отвечать на звонки и сообщения покупателей, рассказывать о товаре, объяснять тонкости доставки, сопровождать клиента до момента покупки, коннектить клиента и курьера и так далее. От менеджера по продажам напрямую зависит ваша прибыль и успех бизнеса в целом. Хороший продавец должен знать не только ассортимент магазина, но и основы продаж, маркетинга, рекламы и разбираться в людской психологии, ведь общение с людьми - самая сложная работа на свете.
Курьеры
На первый взгляд, работа курьера проста: доставляй товары по адресу клиента да принимай оплату. Однако именно по работе курьера многие делают вывод о работе магазина в целом. Если работник опаздывает, невежливо общается, путает товары - кто захочет связываться с такой компанией?
А значит, курьер, как и менеджер компании, должен знать ассортимент магазина, основные характеристики товаров. А то вдруг попадется дотошный клиент, которому нужно срочно уточнить свойства товаров или показать, как его использовать на практике!
Где искать удаленных сотрудников?
Итак, с типами сотрудников определились. Теперь самое интересное: где же их искать? Да еще и в условиях ограниченного времени, ведь кризис не ждет?
Среди своих же сотрудников
Зачем изобретать велосипед, нанимать людей со стороны, если можно перевести на удаленку и переобучить своих же проверенных работников? Они и без работы не останутся, и приобретут дополнительные навыки, которые обязательно пригодятся, когда все это безумие кончится.
Смотрите: продавцов легко перевести в менеджеры по продажам или онлайн-консультанты. Разработайте для них скрипты (если их еще нет), обучите общаться в мессенджерах, онлайн-чатах и так далее. Расскажите о стандартах телефонного общения (как холодные, так и горячие звонки).
Бухгалтера тоже переведите на удаленку: обеспечьте его компьютером или ноутбуком, скачайте необходимые программы, и пусть работает. Онлайн-продажи тоже нуждаются в учете.
Кладовщику тоже можно переселиться домой. Если он у вас до сих пор работал по старинке, самое время модернизироваться. Если зарегистрироваться в товароучетной системе ЕКАМ, ваш сотрудник сможет не выходя из дома заказывать товары у поставщиков, смотреть количество товара на складе, вовремя замечать дефицит и делать допзаказы.
На аутсорсе
А вот для диджитал-работ лучше нанимать специалистов извне. При всем уважении, продавцы не смогут быстро переквалифицироваться в маркетологов и программистов. Этим навыкам люди учатся не один год.
Поэтому лучше не рисковать, а обратится в специальное агентство, которое возьмет на себя поиск удаленных сотрудников и проконтролирует их работу. В этом случае вы получаете гарантии.
Сейчас, кстати, появилось очень много антикризисных предложений по переводу бизнеса в онлайн. Советуем присмотреться к ним: специалисты действительно постарались, чтобы переход прошел как можно более безболезненно и бюджетно.
Также на аутсорсе советуем искать и курьеров. Конечно, можно отправить к покупателям своего продавца или грузчика, но пусть лучше выполняют свою непосредственную работу. Мы рекомендуем воспользоваться услугами сторонней курьерской службы, которые предоставят настоящих профессионалов. Вы можете найти эти службы на платформе InSales.
Обратите внимание, что курьера необходимо обеспечить онлайн-кассой для расчета с покупателями. Вот признаки правильной кассы:
- выдает QR-код чека в мобильном приложении;
- не требует печати бумажного чека;
- полностью соответствует 54-ФЗ для курьеров;
- экономит до 80% стоимости на оборудовании.
Онлайн-кассу от ЕКАМ можно приобрести или взять в аренду.
По сарафанному радио
Старый дедовский способ, который работает всегда, в любом кризисе. Поспрашивайте коллег и друзей, наверняка кто-то из них пользовался услугами удаленных специалистов. Кому-то делали сайт, кому-то настраивали контекстную рекламу, кому-то тексты писали. Перед тем как заказывать услуги, оцените результаты работы специалиста. Если все нравится - смело обращайтесь.
На профильных сайтах/пабликах
Если таких знакомых нет, можно попробовать поискать специалистов самостоятельно. Есть два варианта: специалисты в штат или подрядчики на разовый проект (создание сайта, запуск рекламной кампании). Искать их нужно в разных местах.
Итак, если вам нужны штатные сотрудники, дайте объявления в интернете на специализированных сайтах: hh.ru, superjob.ru, rabota.ru и другие. Это надежные проверенные каналы, по которым приходит основная часть работников. Не исключайте и Avito, где работодатели тоже размещают резюме.
Объявления о работе на Avito
Если вы работаете в небольшом городе, дайте объявления в СМИ - такой вариант до сих пор пользуется популярностью.
И, наконец, обратитесь в кадровые агентства - там подберут подходящий вариант, правда, придется заплатить процент.
Если вы ищете подрядчиков на разовый проект, придется покопаться в недрах интернета самостоятельно. Но мы облегчим вам задачу: расскажем, где в сети обитают фрилансеры.
Зайдите в паблики фриланса в соцсетях, разместите свою вакансию. Есть паблики, так скажем, общие, где размещаются объявления для фрилансеров и самозанятых.
Также поищите сотрудников в профессиональных сообществах:
- https://vk.com/veb_dizajnery_rabota_vakansii - веб-дизайнеры, графические дизайнеры;
- https://vk.com/hero.develop - программисты, веб-разработчики;
- https://vk.com/textword - копирайтеры, контент-менеджеры;
- https://vk.com/smm.freelance - SMM-щики.
Кроме соцсетей, подойдут и профессиональные форумы. Нет, они еще не вымерли:
- http://www.photoforum.ru/forum/?lang=ru - форум фотографов;
- http://itforums.ru/ - форум веб-разработчиков.
Последним пунктом мы поставили биржи фриланса. Почему последним - потому что там в основном сидят новички (более опытные и талантливые, как правило, уходят в свободное плавание и развиваются дальше). Но зато цены весьма радуют: например, можно найти специалиста, который разработает вам лендинг за 5 000 рублей. Словом, решать вам, но мы предупредили.
Популярная группа с объявлениями о работе
Чтобы не нанять на работу кота в мешке и не разочароваться, внимательно смотрите портфолио каждого кандидата. Идеально - если фрилансер уже работал конкретно в вашей нише.
Советы по работе с удаленными сотрудниками
- Удаленно - не значит бесправно. Работайте со всеми сотрудниками в правовом поле. Если берете в штат - оформляйте работников по трудовому кодексу РФ, с договорами, трудовыми книжками, должностными инструкциями и всеми необходимыми атрибутами. Если нанимаете подрядчиков - заключайте договоры подряда или хотя бы официальный гражданско-правовой договор, даже если сотрудничество со специалистом носит разовый характер.
- Оптимизируйте вашу работу. Раз переходите в онлайн - так освойте инструменты для организации работы в интернете. Это могут быть не только рабочие программы, которыми сотрудники пользуются сейчас, но и другие: например, рабочие чаты в “Телеграме”, Slack и Skype. Также пользуйтесь простой CRM, которая позволит ставить задачи сотрудникам и контролировать ее выполнение.
- Старайтесь больше общаться. Конечно, виртуальная коммуникация заметно уступает личной, но что делать. Всегда будьте на связи с удаленным сотрудником, чтобы он не чувствовал себя в отрыве от коллектива. Еще лучше завести корпоративные традиции, которые будут сплачивать команду. Например, ежедневные созвоны в определенное время, видеоконференции, совместные планерки и мозговые штурмы. Все это укрепляет командный дух.
И последнее - не относитесь к удаленным сотрудникам как к временным и проходным лицам. Кто знает, как там повернется в дальнейшем. Может, ваш бизнес онлайн будет так успешно развиваться, что вы продолжите модернизировать и улучшать сайт, развивать группы в соцсетях, придумывать новые способы коммуникации с клиентами в интернете.
Вот тогда удаленные сотрудники понадобятся вам вновь. Поэтому сохраняйте все контакты, чтобы при случае воспользоваться ими снова. С теми, кто лучше всего проявил себя, вас может ждать многолетнее эффективное сотрудничество.