Как проверить подрядчика: подробный чек-лист для владельцев интернет-магазина
В создании, поддержке и продвижении интернет-магазина чаще всего участвует большое количество подрядчиков. Это разработчики, поставщики, рекламные агентства, технические специалисты и многие другие. От их профессионализма, порядочности и надежности во многом зависит успешность бизнеса. Ошибки в выборе могут привести к значительным потерям времени и денег. Поэтому к проверке потенциального партнера следует подходить серьезно. Как именно – обо всех нюансах читайте в нашей статье.
Как и зачем проверять подрядчиков?
Поиск надежных подрядчиков, предоставляющих качественные услуги – задача не из категории легких. Но лучше потратить больше времени на проверку еще до начала сотрудничества с партнером, чем столкнуться с неприятными последствиями в виде:
- плохих результатов;
- срыва дедлайнов;
- финансовых и репутационных рисков.
Перед тем, как приступать к поиску и проверке, следует определить направление и фронт работ, прикинуть бюджет, конкретизировать цели. Затем понятно и четко сформулировать объем предстоящих задач, которые нужно будет выполнять партнеру.
Предположим, нам нужен подрядчик по разработке сайта. Первое, что необходимо сделать после постановки целей – составить список кандидатов. Для этого идем читать тематические форумы, предпринимательские чаты, рейтинги популярных диджитал-агентств и веб-студий (Рейтинг Рунета, Ruward). Также стоит брать во внимание личные рекомендации, которые можно получить на специализированных событиях для ecommerce.
После того, как составили список, изучаем участников и отсеиваем тех, у кого нет достаточного опыта и квалификации. Оставшихся сопоставляем по самым важным для нас параметрам.
Например, по опыту сотрудничества с известными компаниями, успешности реализованных проектов, применению новых технологий. Также стоит учитывать скорость и адекватность реакции при первичном обращении, способы и порядок оплаты услуг, формат коммуникации разработчика. Отталкиваясь от этого, выбираем 2-3 перспективных кандидата.
Далее рассылаем запросы предварительно отобранным подрядчикам, сравниваем предложения в плане спектра услуг и ценовой политики.
Действуем по такому алгоритму:
- Внимательно изучаем портфолио, примеры ранее выполненных работ. Обязательно убедитесь в реальности проектов: находите представленные в портфолио интернет-магазины и тестируйте их сайты с точки зрения пользователя.
- Оцениваем обоснованность стоимости. Цена услуг должна быть разложена в коммерческом предложении. Обычно в ней предусматривают не только стоимость работы программиста, но и тестирование, риски. Чтобы оценить проект и составить первоначальную смету, ответственный разработчик изучает структуру каталога магазина, особенности обмена данными с учетными системами. Если ценник «рисуется» с потолка, то с таким подрядчиком лучше не связываться.
- Уточняем, с какими CMS работает компания. Разработчик должен предложить систему, которая максимально подойдет под запросы и цели проекта. Чем более распространена CMS, тем меньше проблем возникает со сменой подрядчика на этапе поддержки сайта. Наиболее распространенные платформы на данный момент – InSales, «1С-Битрикс», OpenCart, Magento.
- Спрашиваем о возможности доработок в будущем. Заранее анализируйте функционал предложенной CMS. В процессе работы интернет-магазина часто появляется необходимость внесения изменений для качественного SEO-продвижения.
- Обсуждаем техническое задание. Спросите, как обычно выглядит ТЗ у разработчика. Оптимально, когда в нем отмечают ключевые направления работ, а в процессе вносят необходимые корректировки под текущие задачи. В разработке важна гибкость.
Последний этап – составление договора подряда. В нем детально прописываем все условия сотрудничества: сроки реализации задачи, KPI, планируемые результаты, уровни ответственности.
Чтобы не нарваться на недобросовестного подрядчика, нужно обязательно проверить юрлицо или ИП в базе ФНС. Это поможет разоблачить нелегалов и фирмы-однодневки.
Форма для проверки подрядчиков на egrul.nalog.ru
Признаки, которые указывают на мошенников:
- отсутствие реального действующего статуса;
- небольшой срок деятельности;
- нет сотрудников и материально-технической базы;
- сомнительные финансовые показатели;
- адрес массовой регистрации.
Проверка других подрядчиков осуществляется по примерно такой же схеме. При выборе поставщика нужно обращать внимание на ассортимент, качество и стоимость товара, логистику, возможности по интеграции и синхронизации, гарантии. Если предполагается сотрудничество с импортером или производителем, следует учесть маржинальность до РРЦ (рекомендованной розничной цены).
Главные критерии выбора партнера
От общего перейдем к частному и рассмотрим нюансы. Понятно, что идеальный подрядчик – ответственный, добросовестный, порядочный, обладает нужными профессиональными компетенциями, имеет опыт работы с подобными проектами. А как понять, что потенциальный партнер именно такой? Есть несколько важных критериев, которые помогут разобраться. Пройдемся по каждому более подробно.
Реальные кейсы
Кейсы – грамотно оформленные презентации успешных проектов компании. По ним четко видно: какие задачи стояли перед подрядчиком, что было сделано, какого удалось достичь результата.
Важные детали на примере выбора агентства интернет-маркетинга:
- опыт в интересующей нише. В идеале стоит запросить кейсы, соответствующие вашей нише. Если таковых нет, смотрите похожие или близкие тематики;
- соответствие результата с поставленными задачами. Структура классического кейса включает описание проблемы, задачи, решения и результата. Посмотрите, соответствуют ли итоги работы изначально поставленным целям. Например, клиент пришел за ростом конверсии, а в результатах рассказывается о повышении охватов рекламы. В таком случае не понятно, чем занимались сотрудники компании;
- цифры. Оценивайте ключевые показатели в динамике. В зависимости от особенностей и целей проекта это может быть стоимость лида, конверсия, количество подписчиков на страницах компании в соцсетях и прочее.
Кейсы агентства по продвижению интернет-магазинов
Отзывы клиентов
Отзывы клиентов, которые уже работали с подрядчиком – один из наиболее значимых ориентиров в выборе.
Найти отзывы можно:
- на самом сайте компании;
- в справочниках «Яндекс» и Google;
- на пользовательских форумах;
- в социальных сетях;
- на сайтах-отзовиках (отзовик.ру, irecommend.ru, yell.ru и других).
Пользовательские отзывы о разработчиках сайтов
Достаточно ввести название компании в поисковую систему. Но есть одна загвоздка: в сети размещено много заказных недостоверных отзывов, которым нельзя верить. Ориентироваться стоит на те, где указаны ссылки на аккаунты пользователя в соцсетях, есть реальная фотография (не картинка из фотостока) и имя. Также нужно смотреть на дату публикации: отзывы 2-3 летней давности могут содержать неактуальную информацию, даже если они реальные.
Награды и сертификаты
Всевозможные награды, знаки отличия, сертификаты качества, победы в авторитетных отраслевых рейтингах, профильные премии – показатель профессионализма подрядчика. Особенно, если они известные и престижные. Их наличие говорит о том, что компания развивается, следит за трендами, контролирует качество своих товаров/услуг, использует новые технологии, поддерживает высокий уровень сервиса.
Отраслевые рейтинги на ratingruneta.ru
Коммуникация
Комфортная и продуктивная коммуникация – ключ к успешному сотрудничеству. Оцените адекватность профессионального общения подрядчика: прежде чем предложить решение, он должен поинтересоваться деталями проекта и уточнить нюансы. Крайне желательно, чтобы план действий был объективным, не оторванным от реальности. Если компания обещает «золотые горы», это вызывает подозрения.
Учтите следующие моменты:
- Соответствует ли договор обещаниям, данным на словах. Все обязанности и условия работы нужно подкреплять официальным договором. Иначе потом не будет оснований предъявить претензии по поводу невыполненных договоренностей.
- Регулярные контакты и отчетность. Добросовестные организации, которые планомерно работают над проектом, регулярно контактируют с клиентами по телефону или в мессенджерах, отчитываются о промежуточных результатах.
- Персональный менеджер. Желательно, чтобы подрядчик закреплял за каждым клиентом персонального менеджера, ответственного за ведение переговоров по проекту, решение важных организационных вопросов.
Общение должно быть комфортным для обеих сторон: как с технической, так и с моральной точки зрения. Значение имеет каждая деталь: поддерживаемые способы коммуникации, вежливость и доброжелательность менеджеров, умение избегать конфликтных ситуаций и оперативно решать спорные вопросы. Чем конструктивнее переговоры, тем плодотворнее будет дальнейшее взаимодействие. Идеальные партнерские отношения строятся на доверии и взаимной симпатии.
Профессиональная команда
Главный критерий надежности подрядчика – профессионализм его команды. То, насколько компетентны сотрудники компании в своем деле, в большей степени и определяет конечный результат партнерства.
Поэтому стоит пристально вглядеться в состав проектной группы. Поинтересуйтесь, какие специалисты входят в команду, как разграничены зоны их ответственности. Успешная команда состоит как минимум из нескольких сотрудников, каждый из которых отвечает за отдельную конкретную задачу. К примеру, в маркетинговом агентстве это стратег, аналитик, трафик-менеджер, дизайнер, специалист по контролю качества, таргетолог.
Страница знакомства с командой для клиентов на сайте агентства интернет-маркетинга
При необходимости подрядчик должен выполнять кадровые перестановки, подстраиваясь под текущие запросы и потребности клиента. Это не частая, но вполне обычная практика.
Пункт с проверкой состава и экспертности команды актуален при выборе исполнителей под определенные проектные задачи. В работе с поставщиками состав команды менее важен. Здесь в приоритете качественное обслуживание, быстрый обмен данными, комфортное общение с менеджером, оперативное решение проблемных ситуаций.
Форма отчетности
Полноценная, регулярная отчетность по ходу выполнения проекта – критерий, который позволяет контролировать качество работы, отслеживать результат и не сливать бюджет впустую. Спрашивайте у подрядчика, как он отчитывается за выполненные задачи.
Отчеты могут предоставляться в форматах:
- Excel-таблиц;
- презентаций;
- майндкарт.
Оптимальная периодичность рассылки отчетов устанавливается в зависимости от характера проекта.
Отчет о выполненной работе от рекламного агентства
Коммерческое предложение
Перед заключением договора с поставщиком необходимо изучить его прайс-лист. А вот с агентствами сложнее. Прайса с расценками на услуги тут недостаточно. Нужно понять, какие действия подрядчик будет выполнять в рамках проекта, сроки реализации, предполагаемые результаты.
Ответственные компании расписывают все детали в грамотном коммерческом предложении. Обычно его составляют после анализа текущей ситуации.
Пример коммерческого предложения по разработке сайта
Запрашивайте и внимательно изучайте коммерческое предложение компании. Учитывайте глубину проработки задачи, выставленные границы ответственности подрядчика, наличие гарантий. Оплату по контракту оптимально привязывать к результату, а не к пространственным действиям. Полноценный учет взаиморасчетов с контрагентами интернет-магазина можно вести в программе «ЕКАМ».
Поиск, выбор и проверка подрядчика – весьма непростая, трудоемкая задача. Однако от нее зависит прибыльность интернет-магазина, поэтому стоит уделить ей максимум времени и внимания.
Идеальных партнеров в бизнесе не существует, но найти ответственных, надежных и профессиональных подрядчиков вполне возможно. Пользуйтесь нашим чек-листом для проверки, адаптируя его под себя. Налаживайте взаимодействие с помощью конструктивного диалога, оговаривайте цели и пути их достижения. Все критичные моменты и спорные вопросы нужно обсуждать «на берегу».