Автоматизация учета и продажи развесных товаров: основные правила, рекомендации и советы розничным продавцам
Часто бывает, что предпринимателям приходится продавать развесной товар. А вот задачка посложнее: продукт принимается у поставщика в килограммах, а продается поштучно. Как не ошибиться в расчетах, не уйти в минус и свести дебет кредитом - читайте в сегодняшней статье.
Простая продажа развесного товара
Начнем с самого распространенного и простого случая, когда продукция приходит в магазин в килограммах и в них же отпускается покупателю. Обычно это касается продуктов питания: овощей, фруктов, круп, мясной и рыбной продукции. Но не только: в килограммах и граммах продаются некоторые строительные материалы и даже одежда в секонд-хендах. Вариантов может быть множество.
Говоря о простой продаже, мы имеем в виду торговлю без переводных коэффициентов. Этого вопроса коснемся немного ниже. Есть несколько способов реализовать развесную продукцию.
Первый способ
Продажа с использованием весов, не подключенных к кассовому аппарату. Происходит следующим образом: продавец кладет товар на весы, смотрит вес, после чего пробивает его на кассе. Позицию можно найти в базе ККТ или считать штрих-код. Кассовый аппарат сам посчитает итоговую стоимость покупки - современные устройства снабжены такой функцией. Метод примитивный, но имеет несколько существенных достоинств:
- это дешево. Простенькие торговые весы можно приобрести за 3-5 тысяч рублей. Цена на вторичном рынке будет в 2 раза меньше;
- не нужны средства автоматизации;
- все продажи можно записывать в рабочую тетрадь или журнал, а в конце смены сверять остатки (правда, это же и минус).
Но есть и недостатки:
- низкая точность и возможность ошибок персонала;
- нет никакой автоматизации. Вес складских остатков придется уменьшать на вес проданного товара вручную. Это нужно делать после каждой продажи, либо в конце смены;
- это долго и трудозатратно. На взвешивание требуется время, в течение которого остальные покупатели будут вынуждены ждать своей очереди. В наш век высокой конкуренции так делать никто не станет - клиенты скорее уйдут к конкурентам.
Тем не менее, способ вполне подойдет для магазинов с небольшой номенклатурой товаров и маленькими оборотами. Продавать картошку с морковью на рынке - самое то, большего и не требуется.
Торговые весы, не подключенные к кассовому аппарату
Второй способ
Продажа через специализированные торговые весы, подключенные к кассовому аппарату. Такой подход значительно уменьшает время на операцию. Все, что требуется от продавца - положить товар на весы и нажать кнопку на онлайн-кассе. Дальше все сделает техника. Она автоматически определит вес и рассчитает стоимость покупки.
Третий способ
Самый продвинутый. Он заключается в использовании товароучетных систем. При этом кассовый аппарата интегрирован с такой программой. В части продажи все происходит в точности так же, как и в предыдущем случае. Разница в том, что проданный товар моментально списывается со складских остатков. Продавцу-кассиру не нужно ничего записывать и фиксировать каким-либо образом. Все происходит автоматически. Для этих целей отлично подойдет система складского учета “ЕКАМ”.
Схему можно усовершенствовать, как это делают крупные супермаркеты. Для этого нужно приобрести весы с возможностью печати весовой штрих-этикетки. При этом устройство стоит в торговом зале и покупатели самостоятельно взвешивают товар. Кассиру остается только считать сканером штрих-код, после чего продажа осуществляется в обычной режиме. Правда, есть нюансы. Во-первых, необходимо периодически контролировать правильность взвешивания. Иные покупатели любят подкинуть в пакет пару конфеток после того, как наклеена этикетка. Во-вторых, не все клиенты любят взвешивать товар самостоятельно и предпочитают, чтобы это делал за них кассир. Для части покупателей это будет повод отказаться от посещения вашего магазина.
Плюсы подхода:
- высокая точность взвешивания;
- полная автоматизация процесса;
- исключены ошибки персонала.
Весы в торговом зале
Минусы:
- ощутимые затраты на внедрение. Правда, они со временем окупаются;
- нужен стабильный доступ к интернету. Большинство программ складского учета основаны на использовании облачных технологий и не работают без сети. Но это тоже нельзя считать серьезным недостатком. Интернет понадобится в любом случае, например, для работы онлайн-кассы;
- наличие абонентской платы за использование товароучетной системы. В зависимости от программы, это может быть от нескольких сотен до тысяч рублей в месяц.
Продажа развесных товаров в составе другого товара или продукта
Часто встречается в сетях общественного питания. Суть в следующем: ингредиенты не продаются покупателю напрямую. Сначала из них делается блюдо, за которое и платит клиент. Как вести продажу и учет в этом случае?
Забегая вперед, сообщим: без программ товароучета в общепите никуда. Иначе процесс продажи, списания и учета превратится в сущий кошмар. Представьте себе: блюдо состоит из десятка ингредиентов. Если каждый из них продавать и списывать по отдельности, это займет больше времени, чем само приготовление блюда. Не говоря уже о нагрузке на персонал.
Лучший выход - применение товароучеток с поддержкой технологических карт. В этом случае через кассовый аппарат проходит одна позиция, а с остатков списывается весь перечень ингредиентов. Помимо удобства самой продажи, это дает возможность контролировать персонал. Сотрудники не смогут обвешивать клиентов и класть в блюдо меньше компонентов, чем написано в техкарте.
Технологические карты можно использовать не только в общепите - сфера применения куда шире. Например, их можно применять при производстве бетона. В технологическое оборудование загружается цемент, песок, гравий и вода в определенных пропорциях. Чтобы компоненты списывались одним кликом, применяют технологические карты.
Создание технологической карты в программе “ЕКАМ”
Сложная продажа развесного товара
Нередко бывает так: поставщик привозит весовой товар, который затем продается в других единицах измерения. Приведем несколько примеров:
- Продажа крепежных изделий и метизов. Речь о болтах, гайках, винтах и прочих элементах крепежа. Снабженцы продают такие вещи килограммами, а покупателю их отпускают поштучно.
- Продажа металлопроката. Также поставляется тоннами, а продается погонными метрами. Ни один покупатель не придет и не скажет: “Отрежьте мне, пожалуйста, три с половиной килограмма дюймовой трубы”.
- Реализация листового металла. Он тоже покупается тоннами, а продается поштучно или квадратными метрами.
Список можно продолжать довольно долго. Важно одно - при продаже необходимо использовать коэффициенты для перевода килограммов в другие единицы измерения: штуки, метры и так далее.
Коэффициенты можно рассчитать самостоятельно или воспользоваться типовыми из интернета. В некоторых программах складского учета есть готовые формулы, упакованные в систему. Приведем расчет коэффициента на примере крепежных болтов. Для работы нужно взять несколько изделий (чем больше, тем лучше, так расчет будет точнее), взвесить их и поделить на количество. Вот формула:
K=m:n
где:
- K - коэффициент перевода;
- m - общая масса взвешиваемых изделий;
- n - количество болтов.
Например, 100 болтов с резьбой М10 весят 340 граммов. Получаем:
K=340:100=3,4
Теперь, если мы продадим покупателю 25 болтов, нужно умножить эту цифру на коэффициент 3,4. При этом с остатков списывается 3,4х25=85 граммов болтов.
Теперь о том, как вести учет и списание. Лучшая модель - делать это при помощи все тех же программ складского учета. Коэффициенты для перевода можно зашить в систему. При этом продажа будет делаться в любых единицах измерения, а спишутся килограммы. Никаких лишних действий, нагрузки на персонал, ошибок и прочих трудностей.
Учет продаж в системе “ЕКАМ”
Для небольших магазинов с ассортиментом, ограниченном несколькими позициями, подойдет ручной учет. При этом все продажи записываются в рабочий журнал в тех единицах измерения, в которых они продаются. В конце смены продавец или ответственное лицо подводит итог дневных продаж и переводит все в килограммы. Полученная цифра и списывается со складских остатков - тоже в ручном режиме.
Другие случаи продажи и учета в разных единицах измерения
До сих пор мы рассматривали перевод килограммов в другие единицы измерения. Но случаев может быть гораздо больше. Пример: продажа пиломатериалов. Поставщики привозят такой товар в кубических метрах. Цена за доску и брус также указаны в кубометрах. А вот продаются такие вещи в штуках. Покупателю нужно определенное количество досок, а сколько это будет в кубах, он понятия не имеет. Придет и скажет, мол, дайте мне 3 доски 50х150х6000.
Ничего сложного в таких продажах нет, она также делается при помощи коэффициентов перевода. Только нам уже нужен коэффициент перевода кубических метров в штуки. Для того, чтобы его получить, нужно 1 кубометр поделить на число досок в кубе. Показатель вводится в товароучетную программу, после чего она списывает товар в кубах, а продается он в штуках.
Некоторые правила продажи весового товара
Продажа развесных изделий четко регламентируется законодательством. Вот выдержка из Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (редакция от 28.01.2019) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
- В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.
- На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
- При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.
- Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке.
- Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
- Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
- Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
- По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде.
Заключение
Как видите, в продаже развесных товаров нет ничего сложного. Используйте товароучетные системы, правильно считайте коэффициенты и соблюдайте законодательство и проблем не будет. По любым вопросам, связанными с продажей торгового оборудования, внедрением товароучетных систем и необходимыми настройками, вы можете обратиться к специалистам компании “ЕКАМ”. Удачных вам продаж!