Как открыть пункт выдачи заказов Ozon: инструкция с обзором условий маркетплейса и доходности
Зарабатывать на маркетплейсах можно без прямых продаж, открыв пункт выдачи заказов. Такая возможность реализована на маркетплейсе «Озон», который обеспечивает всестороннюю поддержку для партнеров, максимальное сокращение конкуренции между пунктами и извлечение стабильной прибыли. Бизнес не требует солидных инвестиций, доступны несколько вариантов франшизы. Рассказываем, как открыть пункт выдачи заказов Ozon, какую организационно-правовую форму нужно иметь и какие правила придется соблюдать.
Что такое пункт выдачи «Озон», почему направление является перспективным
Маркетплейс «Озон» – быстрорастущая платформа, активно привлекающая продавцов, бренды, поставщиков и других бизнес-партнеров. Пункты выдачи – направление, позволяющее зарабатывать не на сбыте товаров, а на обеспечении их приема, краткосрочного хранения и передачи клиентам. Бизнес на пунктах имеет ряд преимуществ:
- стремительное развитие маркетплейса «Озон», обеспечивающее большое количество продаж и прибыль для владельца точки выдачи;
- два формата франшизы, позволяющие запустить бизнес предпринимателям, имеющим разный стартовый бюджет;
- невысокие инвестиции в открытие, но предприниматель должен располагать запасом денежных средств на первые 2-3 месяцы (период раскрутки точки);
- маркетплейс оказывает содействие в продвижении, количество пунктов – не ограничено, поэтому бизнес имеет потенциал для масштабирования;
- сокращение конкуренции за счет регулирования плотности размещения точек: расстояние между ними составляет минимум 1 километр;
- финансовая поддержка в размере до 120000 рублей на открытие бизнеса в рамках сотрудничества с «Озон»;
- возможность размещения постаматов Ozon Box (занимают не более 1 квадратного метра), дающих прибыль с первого дня без стартовых инвестиций. Ставка аренды зависит от региона и других факторов, например, в Москве и области она составляет 3000-5000 рублей, для других населенных пунктов – 1000-3000 (учтена налоговая нагрузка, а также компенсация за электроэнергию). Реализованы дистанционный контроль и отсутствие дополнительных трат на установку, обслуживание.
Этот формат работы сулит предпринимателю стабильную прибыль: ежемесячно маркетплейс отправляет более 1 миллиона заказов в разные уголки России. Одна точка получает минимум 500 заказов в месяц. Маркетплейс расширяет партнерскую сеть, приглашая к сотрудничеству как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Еще один важный плюс – отсутствие стартовых взносов и дополнительных платежей, характерных для классических франшиз.
Преимущества сотрудничества с Ozon
Как открыть пункт выдачи: этапы регистрации
Открытие пункта – простая процедура, которой предшествует ознакомление с правилами маркетплейса и расчет стартовых инвестиций. Открытие выполняется так:
- выбор франшизы: доступно два варианта, ориентированных на помещения с разной площадью;
- поиск места для обустройства пункта, который соответствует всем требованиям платформы;
- определение бюджета на запуск бизнеса, оценка рисков, которые при работе с «Озон» максимально минимизированы;
- регистрация, на первых порах можно ограничиться индивидуальным предпринимательством;
- подача заявки на открытие бизнеса, что можно сделать через официальный сайт Ozon.
Заявки рассматриваются оперативно, если предложение заинтересует компанию, то с предпринимателем свяжутся представители маркетплейса для обсуждения деталей сотрудничества и заключения договора. Следующий этап – оформление помещения в соответствии с требованиями, что занимает от 7 до 14 дней. Преодолев бюрократические и организационные процедуры, можно приступать к работе: пункт начнет отображаться на карте «Озон», а предприниматель сможет принимать заказы, выдавать их клиентам и оформлять возвраты (около 10-15% от общего количества).
Прибыль будет формироваться на основе вознаграждения, рассчитываемого на базе ежемесячного оборота точки. Со своего дохода бизнесмен обязан уплатить налог, индивидуальные предприниматели не занимаются финансовыми расчетами: клиенты вносят оплату либо в приложении, либо на сайте маркетплейса. Вознаграждение выплачивается раз в месяц: сумму, оборот и другие показатели можно узнать, изучив отчеты, которые автоматически создаются в личном кабинете владельца точки.
Форма заявки для открытия пункта выдачи
Какие требования маркетплейс выдвигает к помещениям
На платформе «Озон» продаются разные группы товаров, что оказывает влияние на требования к обустройству пунктов выдачи. Обязательное условие – наличие столов с розетками, с помощью которых клиенты смогут провести проверку работоспособности гаджетов или техники, а также примерочных кабинок со следующим наполнением (может варьироваться в зависимости от типа франшизы):
- качественное направленное освещение;
- зеркало, пуф и коврик;
- ложка для обуви и крючок, на который потребители смогут повести свои вещи во время примерки.
Для помещений, в которых обустроены пункты, действуют единые правила:
- высота потолков не менее 2,5 метров;
- зона для распаковки и осмотра товаров;
- складские помещения, где будут храниться заказы, ожидающие клиентов.
Доступны другие требования к месту размещения, соблюдение которых существенно повышает шансы на одобрение заявки:
- первая линия, в приоритете входная группа на уровне земли;
- локация, имеющая высокую проходимость и находящаяся в шаговой доступности от остановок общественного транспорта, иных инфраструктурных элементов;
- ступени с антискользящим покрытием, если они есть во входной группе;
- наличие лифта, если пункт работает на базе торгового центра;
- зона без проходного режима, способная обеспечить работу 7 дней в неделю;
- чистое и светлое, хорошо проветриваемое помещение.
Заявка не будет одобрена, если предприниматель выбирает место с неудобным расположением или старым ремонтом без перспективы обновления. Пункт выдачи должен иметь оформление, соответствующее стандартам брендирования «Озон». Комплекты для брендинга маркетплейс предоставляет предпринимателям, но все зависит от выбранной франшизы.
Карта на официальном сайте компании: помощь в выборе места
Какие инвестиции необходимы для открытия пункта выдачи Ozon
Предприниматель должен обеспечить комфортное пространство для получения и хранения заказов клиентов маркетплейса. В чек-лист для открытия пункта выдачи включены:
- стоимость аренды основного и складского помещений: ставки зависят от региона. Аренда в Москве или Санкт-Петербурге обойдется минимум на 20% дороже, если сравнивать с Ростовом-на-Дону или Тулой. В среднем в бюджет нужно закладывать от 40 тысяч рублей, ориентируясь на региональные особенности;
- обновление помещения, включающее косметический ремонт. Ставки зависят от изначального состояния помещения, но работы обойдутся не менее чем в 30-40 тысяч;
- покупка мебели: стойки, столы, стулья, кресла, пуфы, зеркала, иное. Необходимо обеспечить меблировкой примерочные, зону для проверки гаджетов и локации для персонала, осмотра заказов. Средний чек – от 50 тысяч рублей;
- оргтехника, система видеонаблюдения или тревожная кнопка, что обойдется в 25-40 тысяч рублей;
- монтажные работы, связанные с брендированием, по цене 5-10 тысяч;
- оплата коммунальных услуг и интернета, зарплата для персонала.
На открытие пункта выдачи понадобится от 80 до 200 тысяч рублей, но все очень индивидуально: ценообразование зависит от состояния помещения, региона, удаленности от центра города и других особенностей. Пункт начинает приносить прибыль не с первых дней, а минимум через 2-2,5 месяца после запуска: нужно время, чтобы клиенты узнали о точке и стали направлять в нее свои заказы. Рекомендуется рассчитывать бюджет на бизнес с учетом этих сроков и обязательных платежей. Еще одна статья расходов – штрафы, например, за периоды простоя: пункт не функционирует в официальное рабочее время, клиент направляет жалобу на горячую линию, предприниматель обязан выплатить несколько тысяч рублей за нарушение правил.
Пакеты «Озон» для предпринимателей, открывающих пункты выдачи
Различия между пакетами заключаются преимущественно в требованиях к площади: чем она выше, тем большее количество клиентов можно обслужить, что влияет на среднемесячный оборот. Для начинающего предпринимателя, стремящегося оценить перспективы направления, походит работа по пакету «Точка роста», в перспективе при стабильной окупаемости можно перейти на формат «Максимум бренда», создавая новые пункты.
Требования к месту и оформлению пункта
«Максимум бренда»
Крупные пункты площадью от 25 квадратных метров, оформление которых должно соответствовать фирменной атрибутике «Озон». Их можно размещать внутри торговых зон, разрешена выдача посылок сторонних компаний, но без привлечения чужого брендинга. Условия обустройства помещений следующие:
- клиентская зона площадью от 10 квадратных метров, рекомендуемая – от 15;
- наличие примерочной и столика с розеткой, обеспечивающего комфортную проверку техники;
- мебель и ремонт по брендбуку маркетплейса (с предоставлением комплекта для брендинга).
Предприниматель, выбирающий эту модель сотрудничества, будет получать 4,4% от оборота точки.
Условия и вознаграждение в пакете «Максимум бренда»
«Точка роста»
Для этой франшизы можно выбирать помещения площадью от 15-25 квадратных метров. Сторонний брендинг под запретом, но посылки других компаний выдавать клиентам разрешено. Остальные требования схожи с теми, которые выдвигаются к модели «Максимум бренда»:
- клиентская зона – от 5 квадратных метров;
- наличие примерочной, но опционально;
- стол с розетками;
- мебель и ремонт по стандартам брендбука платформы.
Предприниматель получает комплект брендинга для пункта и вознаграждение в размере 3,5% от оборота, можно размещать точку в существующих торговых зонах.
Условия и вознаграждение в пакете «Точка роста»
Сколько можно заработать на пункте выдачи «Озон»
Принцип формирования дохода точки основывается на объеме заказов и обороте. Чем лучше локация и меньше конкурентов, тем более высокой будет прибыль. В первые месяцы работы предприниматель получает льготы: ставки, повышенные на 100% по отношению к основным показателям. Для «Точки роста» – 7%, для второго пакета – 8,8%. Для расчета прогнозируемого дохода можно использовать калькулятор, доступ к которому открывается после регистрации на платформе. Дополнительную прибыль можно извлекать за счет установки постаматов и привлечения других компаний в рамках партнерской программы.
Важно учитывать риски: возвраты и ситуации, при которых служба доставки не выполнила отгрузку заказов предпринимателю или же упаковка повреждена. В последних случаях нужно составить специальный акт, иначе издержки лягут на плечи владельца точки. Другие расходы могут включать штрафы за нарушение правил.
Как выполнить раскрутку пункта выдачи
- Локация. В приоритете – густонаселенные районы, в которых проживают активные покупатели, обеспечивающие стабильное перенаправление заказов в пункт выдачи.
- Конкуренция. «Озон» предупреждает размещение нескольких пунктов выдачи в тесном соседстве, но чем меньше конкурентов в районе или городе, тем лучше.
- Лидеры мнений. Продвижение обеспечат местные микроинфлюенсеры, которые привлекут в точку выдачи своих подписчиков за небольшую плату.
- Офлайн-реклама. Важно направлять потребителей с помощью полиграфической продукции: листовки, растяжки, световые короба, другое.
- Правильная оценка сроков. В первые месяцы работы пункт может получать не более 20-30 заказов, по мере раскрутки показатель будет расти минимум на 200-300%. Средний срок окупаемости – до полугода, нужно стремиться к отметке от 20-30 заказов в день.
- Качество. Важно привлекать профессиональный персонал и внедрять стандарты обслуживания, не заставлять клиентов ждать и обеспечивать комплексный подход при взаимодействии.
В заключение
Открытие пункта выдачи «Озон» обеспечивает получение стабильной прибыли в условиях низкой и хорошо контролируемой конкуренции. Раскрутка проекта занимает до 2-3 месяцев, минимальные инвестиции в открытие – от 80000 рублей. Средняя прибыль зависит от объема поступающих заказов и темпов продвижения, но в первые месяцы можно выйти на чистый доход от 30000 рублей, на что указывают владельцы пунктов, делясь мнениями о этом виде бизнеса. Больше точек – выше доход, проект имеет перспективы для масштабирования и сопровождается всесторонней поддержкой со стороны маркетплейса. Главное – строго придерживаться правил «Озон», обеспечивать качественное обслуживание клиентов и запустить локальную рекламу, чтобы жители района побыстрее узнали о новом пункте, после чего заработает сарафанное радио.