Сервисы аналитики для маркетплейсов: ТОП-9 решений в помощь селлеру
Выход на маркетплейсы открывает для предпринимателя новые каналы сбыта: здесь есть стабильная аудитория, высокий интерес к товарам и фулфилмент, позволяющий делегировать часть логистических задач (за дополнительную плату). Однако тренды постоянно изменяются, существуют ниши с колоссальным уровнем конкуренции, которые остаются недоступными для малого бизнеса: ручной мониторинг малоэффективен, поэтому на помощь приходят специальные сервисы аналитики. Они представляют интерес для новичков в e-commerce и опытных селлеров, стремящихся постоянно держать руку на пульсе событий. Рассматриваем ТОП-9 аналитических сервисов для маркетплейсов, разбираем плюсы, минусы, платные и бесплатные версии.
Зачем нужны сервисы аналитики, какую информацию они помогают получить
Аналитические сервисы для маркетплейсов – инструменты, помогающие получить доступ к коммерческим данным за отчетный период или в режиме реального времени. Можно отследить следующие показатели:
- суммарное количество продаж за неделю, месяц или год по конкретному товару;
- определение оптимальной стоимости;
- выявление популярных и непопулярных товаров;
- показатели конкуренции в товарной категории или нише в целом.
На финише пользователь видит актуальную картину и данные по товару, что позволяет оценить его перспективность. Аналитические сервисы представляют интерес для следующих групп предпринимателей:
- новички, находящиеся на этапе выбора товарных категорий и формирования ассортимента;
- опытные селлеры, планирующие масштабирование бизнеса;
- владельцы действующих интернет-магазинов, которые хотят проверить уровень спроса на свои товары;
- производители и бренды, планирующие использовать маркетплейсы в качестве дополнительного или основного канала продаж.
Доминирующее количество маркетплейсов, таких как «Озон», Wildberries, Lamoda, «Яндекс.Маркет» и других, имеют собственные аналитические инструменты. Однако доступ к ним открыт для официально зарегистрированных и прошедших проверку селлеров, в остальных случаях данные будут поверхностными. Сторонние сервисы используют собственные инструменты, открывая бесплатный (чаще всего ограниченный функционал) и платный доступ к аналитическим данным, на базе которых будет выстраиваться дальнейшая бизнес-стратегия.
Бесплатный сервис аналитики на Ozon по популярным товарам: после регистрации открывается больше возможностей
На что обращать внимание, выбирая сервис аналитики для маркетплейсов
Важно обращать внимание на стоимость доступа к инструменту, существуют разные варианты:
- бесплатные версии для сбора поверхностных данных, например, объемов продаж, динамики изменения цен или остатков на складах;
- платные версии, отличающиеся более широким набором функций и углубленным анализом. Можно понять, в какой нише присутствуют деньги клиентов или какие товарные категории отличаются спросом, превышающим предложение. Тариф может быть фиксированным или сегментированным, в последнем случае пользователь выбирает пакет услуг, которые нужны для достижения поставленных целей (не придется оплачивать ненужные виды анализа).
Стоит учитывать набор функций и предназначение: действующие селлеры или те, кто только выходит на рынок и пока не имеет собственного магазина на маркетплейсе. В приоритете следующие характеристики:
- маркетплейсы, по которым доступны аналитические данные;
- количество товаров для проведения исследования;
- отчетные периоды для анализа: последняя неделя, месяц, квартал, год;
- виды анализа: востребованные и непопулярные товары, рентабельность категории, перспективы ниши, статистика изменения цен, другие.
Пользу принесут инструменты, облегчающие процесс проверки: мобильное приложение, Telegram-бот, браузерное расширение.
Обзор ТОП-9 сервисов для аналитики маркетплейсов
1. Shopstat.ru
Аналитический сервис Shopstat.ru реализуется абсолютно бесплатно, ориентирован на сбор и обработку данных по маркетплейсам Wildberries и Ozon. Анализ продаж выполняется в режиме реального времени, инструмент позволяет:
- оценить спрос на разные товарные позиции и понять, представляют они интерес для клиентов или нет;
- получить данные о ценах и продажах с начала года, а также собрать сведения о сбыте и остатках на всех российских складах;
- провести анализ отзывов, цен, рейтингов конкурентов;
- собрать категорийную статистику;
- выполнить подключение по API, чтобы эффективно управлять личными кабинетами на двух торговых площадках.
Используя сервис, предприниматель может отказаться от закупки тестовой партии товаров: аналитические данные помогут оценить спрос без дополнительных инвестиций и рисков. Предупреждены лишние затраты на складское хранение и заморозка денег в партии продукции, для предпринимателей доступно браузерное расширение Chrome. Для начала работы достаточно пройти регистрацию. Инструмент интересен и для новичков, и для действующих селлеров планирующих расширение бизнеса.
Возможности и функции Shopstat.ru
2. Mayak.bz (Маяк)
Сервис аналитики Маяк ориентирован на маркетплейс Wildberries, потенциал для торговой площадки Ozon пока находится в бета-версии. В бесплатном тарифе предусмотрены 50 проверок в сутки для аналитики по конкурентам и плагин для браузера, а также следующая информация по собственным продажам на «Вайлдберриз» (для селлеров с оборотом менее 500 тысяч рублей в месяц):
- финансовая и товарная аналитика;
- лента заказов;
- расчет поставок.
Бесплатное решение позволяет провести анализ данных по объему продаж и заказов, динамике изменения стоимости, мониторингу остатков с учетом складов. Из дополнительных возможностей – поиск поставщиков в Китае и выявление позиций, которые хорошо продаются. В платных тарифах предусмотрены возможности для повышения прибыли и поиска удачной ниши:
- категории, в которых есть деньги или поставщики не справляются;
- топовая тысяча товаров на «Вайлдберриз»;
- исследование ниши для запуска нового товара, другие.
Есть расширение для Google Chrome, Telegram-бот и статистика в личном кабинете. Бесплатная аналитика отражается за последние 30 дней, платная – с 2020 года. Можно выполнить расчет оптимальных поставок, использовать SEO-инструменты – возможностей много, цена минимального тарифа составляет 9000 рублей (2990 со скидкой).
Основной функционал сервиса Маяк
3. Moneyplace
Многофункциональный сервис Moneyplace обеспечивает эффективный поиск маржинальных ниш и востребованных товаров, которые точно не будут долго пылиться на складе, на следующих маркетплейсах:
- Ozon, Wildberries;
- Яндекс.Маркет, Aliexpress;
- СберМегаМаркет, KazanExpress.
Выбирая этот инструмент, предприниматель сможет получить данные по ТОПу товаров, которые стали лидерами по выручке на Ozon, «Вайлдберриз» и Aliexpress в течение последних двух недель. Полезен для уже работающих селлеров: магазин можно подключить по API, чтобы собрать сведения по остаткам, объемам выручки или среднему чеку. В качестве бонуса – контроль поставок, а также выполнение расчетов с последующей отправкой уведомлений в приоритетные даты.
Все маркетплейсы собраны в одном кабинете, сервис подойдет для функционирующего магазина и предпринимателей, которые выбирают нишу, проводят анализ товарных категорий, осуществляют мониторинг трендов. Доступны 3 тарифа для небольших и больших компаний, а также аналитиков: цена в месяц составляет 13990 до 8900 рублей.
Тарифы Moneyplace и функции в них
4. HunterSales
Сервис HunterSales помогает выполнять анализ и икать ходовые ниши на «Вайлдберриз» в несколько кликов. Реализован следующий функционал и возможности:
- детализированная статистика не только по товарам, но и по поставщикам, нишам и брендам с весны 2020 года;
- точность аналитики превышает 95%;
- есть данные по продажам цифровых товаров, что недоступно в большинстве аналитических сервисов;
- большой набор инструментов: графики остатков, стоимости и отзывов, формирование и выгрузка отчетов в Excel.
Для пользователей созданы расширение Chrome, а также Telegram-бот и веб-клиент. Регулярно проводятся обновления с учетом изменений, происходящих в Wildberries, а техническая поддержка функционирует 24/7. Срок бесплатного периода составляет 3 дня, потом – оплата тарифа (900-24900 рублей за месяц, есть скидки для предоплаты).
Основные преимущества и функции HunterSales
5. SellerFox
Бюджетный аналитический инструмент SellerFox станет хорошим решением для начинающих предпринимателей и представителей мелкого бизнеса. Есть анализ по Ozon, Яндекс.Маркет, KazanExpress, «Вайлдберриз» и другим популярным торговым площадкам. Дает возможность получить следующие сведения:
- товары, занимающие лидирующие позиции по объему заказов и выручки;
- динамика по продавцам и брендам;
- данные по любым товарам: остатки на складах, цена, число продаж, другие;
- удобная отчетность, представленная в форме графиков и таблиц с возможностью скачивания.
Инструмент станет эффективным решением для поиска ниши, исследования конкурентов, расширения ассортимента, оценки перспектив и определения трендов. Для новых пользователей открыт бесплатный доступ в течение 1 часа, для селлеров (с подтверждением магазина по API) – 24 часа. Платный доступ сроком на 3 дня обойдется в 1099 рублей, «Стандарт» на год – около 52 тысяч.
Виды и форматы данных в SellerFox
6. JStick.ru
Аналитический инструмент JStick.ru автоматизирует процесс сбора данных с «Озон», «Вайлдберриз», AliExpress и других популярных платформ. В его основе – 20 ключевых метрик продаж:
- процент комиссии, которую получила торговая площадка;
- маржинальность продуктов;
- убыточность и прибыльность разных товаров;
- объемы позиций, которые нужно отгрузить на склад;
- расчет цены с оглядкой на комиссии платформы.
Полная картина продаж отразится в форме дашборда через 1 минуту, сервис позволяет эффективно автоматизировать многие процессы и оцифровывать продажи. Точность оцифровки данных обеспечивает подключение по API, есть бесплатный тариф для новичков в сфере e-commerce, соответствующих следующим критериям:
- выручка от сбыта – до 100 тысяч рублей в месяц;
- возможность мониторить один маркетплейс и подключать одного пользователя;
- выполнение анализа продаж.
Доступны еще два тарифа: первый – 5000 рублей в месяц, второй – с расширенным функционалом и индивидуальной ценой.
Тарифы JStick.ru
7. MarketGuru
Инструмент MarketGuru помогает находить сверхприбыльные товары для ведения успешных продаж на Wildberries. Используя его, можно решать разные виды задач:
- проведение конкурентной разведки для последующего доминирования в нише;
- оптимизация закупок и поставок. Сервис отслеживает товары селлера, поэтому в нужное время направляет уведомление о том, что нужно заказать новую партию для предупреждения простоя в продажах;
- поиск товаров и ниши, что полезно для новичков;
- АВС-анализ и рейтинг продукта, выполняющиеся по 8 ключевым параметрам;
- контроль бизнес-метрик: оборот, маржинальность, процент выкупа, иные.
Реализована функция возврата инвестиций по товарам, трекер позиций в категориях. До покупки платной версии можно протестировать возможности в демонстрационном варианте, дальше – оплата одного из 4 тарифов по цене от 3500 до 80900 рублей, что зависит от функций.
Почему селлеру стоит использовать MarketGuru
8. Market Vision
Сервис Market Vision – бюджетное решение для селлеров, обеспечивающее выполнение как внешней, так и внутренней аналитики. В основе инструмента лежат алгоритмы искусственного интеллекта, можно собирать данные по Wildberries и Lamoda. Доступны следующие возможности:
- анализ в разрезе 360 дней;
- точные данные о продукте: мониторинг выполняется по миллиардам параметров;
- подключение системы аналитики по API;
- скачивание данных в XLS-формате;
- отслеживание продаж, поставок, заказов;
- выявление прибыльных позиций и товарных категорий;
- сохранение и контроль истории товара, чтобы определить сезонность и другие параметры.
Пробный период – 3 дня, после чего нужно выбрать подходящий тариф: внешняя (990 рублей в месяц) или внутренняя (990 рублей) аналитика, а также профи (1490 рублей) с комплексным функционалом для управления бизнесом. Также есть тарифы на сутки от 169 рублей.
Пример отчета из Market Vision
9. Statberries
Инструмент для аналитики на маркетплейсах Statberries обеспечивает сбор данных о продажах на Wildberries, которые лягут в основу более эффективной стратегии ведения бизнеса. Селлер сможет увидеть:
- обновляющуюся ленту заказов с самыми популярными позициями;
- рейтинги товаров по топовым критериям: процент выкупа, активность продаж, количество заказов и другие, собранные в удобном отчете;
- поисковые запросы, которые приводят клиентов в товарные карточки;
- сведения о прибыльности в форме отчета: можно выявить позиции, которые приносят стабильный доход или убытки, что поможет правильно корректировать ассортимент и делать закупки у поставщиков;
- работа со скидками в удобной таблице сервиса (ее можно скачать): достаточно указать тип дисконта и размер, после чего будут рассчитаны логистика, комиссии и чистая прибыль.
Реализован АВС-анализ: определяются 20% позиций, приносящие 80% дохода. Доступно много инструментов, охватывающих доминирующее количество коммерческих процессов на маркетплейсе, что интересно для селлера и пользователя, начинающего выход на торговую платформу. В течение 14 дней сервис можно тестировать бесплатно, по окончании этого периода нужно выбрать один из 4 тарифов по цене от 1999 до 12999 рублей (с учетом скидки).
Возможности Statberries в разных тарифах
В заключение
Для селлеров доступны как платные, так и бесплатные сервисы, функционала последних достаточно для первичного сбора данных и оценки ситуации на рынке. Доминирующее количество сервисов имеют идентичный базовый функционал, но могут быть реализованы дополнительные фишки, оказывающие прямое влияние на стоимость тарифа. На первых порах рекомендуется начинать со знакомства с бесплатной версией, которая позволяет оценить полноту предоставляемых данных, удобство отчетности, актуальность информации и другие параметры. При выполнении исследования лучше привлекать потенциал минимум 2-3 сервисов, чтобы иметь возможность сравнивать данные из разных источников и проверять самые популярные торговые площадки.