Штрих-коды товаров для маркетплейсов: как подготовиться к продажам на популярных онлайн-площадках
Выход на маркетплейсы – выгодное решение для бизнеса. Во-первых, это отличный способ повысить узнаваемость бренда, во-вторых – реальная возможность делать больше продаж. Подобные платформы дают доступ к глобальным логистическим ресурсам и охватывают огромную аудиторию.
Чтобы попасть на витрины маркетплейсов, нужно знать нюансы их работы и выполнить определенные условия. Предприниматель должен предоставить сертификаты на продукцию, подтвердить статус ИП или ООО, зарегистрированный товарный знак.
Помимо этого, крупные интернет-площадки предъявляют еще ряд требований. Один из важных пунктов – упаковка товара. Особенно много вопросов возникает относительно штрих-кодов. В нашей статье рассмотрим стандарты штрихового кодирования для популярных маркетплейсов и расскажем, как генерировать штрих-коды.
Особенности технологии штрих-кодирования
Штрих-кодирование – процедура присвоения уникального контрольного знака каждой товарной единице. За счет особой метки в виде комбинации штрихов и пробелов установленного формата выполняется автоматическая идентификация товара. В шифре хранится информация о маркированной продукции, на основании которой формируется база наименований.
Штрих-код состоит из четного количества рядов и столбцов из одноцветных, черных или белых квадратов. С 2020 года маркировка стала обязательной. Для большинства товаров ее выполняют в формате DataMatrix.
Пример товарного штрих-кода производителя
Ключевые цели процедуры – снижение контрафактных явлений в товарообороте, быстрая расшифровка свойств и характеристик продукта, автоматизация оборотных процессов. Товары с контрольным знаком легче отслеживать на всех этапах передвижения: от поставки до реализации конечному потребителю.
Процесс штрих-кодирования включает несколько последовательных этапов:
- Подача запроса на создание кода в ГИС МТ «Честный знак» или в системе официального регистратора.
- Присвоение и регистрация уникального идентификационного знака для товара/услуги.
- Печать цифровых изображений кода с помощью специального оборудования.
- Нанесение штриховой метки непосредственно на сам товар, упаковку или ярлык в зависимости от особенностей товара.
- Передача данных о перемещениях средств идентификации в систему государственного мониторинга.
После продажи товара код удаляется из базы. Коды маркировки реализованной продукции отражаются в чеке. Нужно учесть, что такая функция доступна только для контрольно-кассовой техники с прошивкой ФФД от 1.05 и выше.
Генерация штрих-кодов в «ЕКАМ»
Генерировать и распечатывать штрих-коды товаров, в том числе и для продажи на маркетплейсах, удобнее всего в облачном сервисе учета «ЕКАМ».
Для этого понадобится:
- установленное приложение «ЕКАМ.Касса» (не ниже версии 3.0.1);
- двумерный сканер штрих-кодов. Подключается к кассе или компьютеру в качестве дополнительной клавиатуры, считывает код производителя и преобразовывает его в текст. Помогает оптимизировать работу склада и оперативно передавать данные о товаре в систему учета. Товароучетная программа совместима с оборудованием ШТРИХ-СМАРТПОС-Ф, ШТРИХ-НАНО-Ф;
- контрольно-кассовая техника с обновленной прошивкой. Поддерживаемые форматы указаны в настройках кассы. Проконсультироваться по поводу обновления ККТ для корректной работы с кодами маркировки можно со специалистами компании «ЕКАМ»;
- термопринтер для печати этикеток. Должен быть совместимым с системой учета и поддерживать все необходимые форматы штрих-кодов.
Принтер этикеток, который работает с системой «ЕКАМ»
Далее рассмотрим весь процесс пошагово.
Первым делом следует убедиться, что в личном кабинете, зарегистрированном у оператора фискальных данных, активирована передача информации в систему мониторинга «Честный Знак». Некоторые ОФД делают это за дополнительную плату.
Далее рекомендуем оформить в аккредитованном центре усиленный вариант квалифицированной электронной подписи на руководителя организации.
Следующий шаг – установка ПО для работы с электронной подписью. Например, драйвера токенов или средства криптографической защиты информации, которое обеспечивает конфиденциальность данных с помощью имитозащиты и шифрования.
После этого необходимо выбрать нужную товарную категорию и зарегистрироваться в системе «Честный Знак». На платформе есть инструкции и обучающие уроки по маркировке для розничных и оптовых продавцов, производителей, импортеров.
Подача заявки на регистрацию в системе «Честный Знак»
Штрих-коды, полученные в системе мониторинга или от производителей, остается распечатать и правильно нанести на товар. Для этого открываем программу учета, переходим в раздел «Склад» – «Номенклатура» – «Товары и услуги».
Выбираем категорию товара, отмечаем интересующие единицы, нажимаем на кнопку «Групповые» – «Сгенерировать штрих-коды».
Затем нужно открыть «Печать» и выбрать формат кода. Для печати используют принтер штрих-кодов, который интегрируется в систему.
Теперь заполняем форму во всплывающем окне и нажимаем «Напечатать». Система сформирует изображения идентификационных меток в формате PDF.
Общие правила упаковки и нанесения контрольного знака
Кодирование, правильный выбор формата, считывание и генерация штрих-кодов – это еще не весь спектр задач, который охватывает процедура идентификации товара. Независимо от того, где продается продукт – в собственном магазине, на маркетплейсе или в других точках – он должен быть грамотно промаркирован и упакован.
К маркировке относится и корректно распечатанный, уникальный штрих-код, поскольку этот элемент особенно важен для удобства учета на складе. Его наличие – обязательное требование всех торговых онлайн-платформ. По этим кодам продукцию принимают на складе, сканируют и сверяют с теми данными, которые указаны в личном кабинете.
Чтобы подготовить товар к продаже на маркетплейсе, выполните следующие мероприятия:
1. Сформируйте правильные этикетки.
Одна из них размещается на изделии, вторая – на внешней стороне упаковки. Например, к вещам крепим навесной ярлык, а на упаковку клеим этикетку. На этикетках указывают наименование продукта, штрих-код, артикул, краткие характеристики. Сделать это следует до момента поставки на склад.
Пример правильного оформления этикетки со штрих-кодом
Если товары магазина продаются на маркетплейсе, но отправляются заказчикам с собственного склада, на внешней бирке указывают данные об отправителе.
Такие сайты, как «Беру» и Ozon могут формировать этикетки сами, используя данные о продукции из личного кабинета пользователя. Их выдают для печати в формате PDF. Но эту функцию поддерживают не все платформы. Для Wildberries и других площадок придется создавать бирки самостоятельно. Сделать это можно в любой удобной программе. Функция создания этикеток и ценников есть в «ЕКАМ».
2. Нанесите на этикетки корректные штрих-коды.
Универсальные форматы контрольных кодов – Code 128 и EAN13. Сканеры для их считывания есть практически у всех известных маркетплейсов.
В базу торговых интернет-площадок можно вносить «родной» штрих-код от производителя. Но в таком случае возникает вероятность того, что он пересечется с другой позицией. Это влечет за собой путаницу в плане ответственности за продукт перед покупателями. Если же у одного магазина будет два одинаковых кода на разных единицах – продукцию не учтут или не примут на складе.
3. Проконтролируйте, чтобы шифрованные метки были доступны для считывания.
Главное правило: штрих-код должен быть корректно напечатан. И желательно с помощью специализированного оборудования, которое распечатывает ярлыки высокого качества в нужном формате. Особенно это касается сложных по структуре кодов DataMatrix.
Второй нюанс: нельзя размещать штрих-коды под пленкой или скотчем. Для товаров с промаркированной внутренней биркой нужно дублировать этикетку на упаковке. Код размещают на видном месте, не закрывая описание и сроки годности продукции.
И последнее: если генерируете новые контрольные знаки, следите за тем, чтобы они полностью перекрывали старые наклейки на товаре. Иначе неизбежны трудности со считыванием, которые приведут к тому, что продукцию не примут еще на этапе сортировочного пункта.
Требования к штрих-кодам на маркетплейсах
Мы разобрались с тем, где брать контрольные коды и как правильно маркировать товары для реализации на маркетплейсах. Теперь более подробно рассмотрим конкретные требования самых популярных площадок.
Штрих-коды для Ozon
Платформа Ozon поддерживает такие форматы кодирования:
- EAN-8, EAN-13, EAN-14;
- ISBN-10, ISBN-12;
- UPC-12;
- Code-39.
Код должен быть уникальным. Он указывается при создании товара в личном кабинете или во время загрузки в XLS-файле. Если у наименования несколько обязательных кодов, их добавляют по очереди.
Как правильно заклеить старый код
К этикетке предъявляются особые требования:
- ширина – 75 мм;
- высота – 120 мм;
- бумага для печати – полуглянцевая или матовая.
Ozon – одна из площадок, на которой можно генерировать уникальные знаки с префиксом OZN прямо в личном кабинете. Но при этом стоит учитывать, что для других маркетплейсов они не подойдут.
Штрих-коды для Wildberries
Основные требования к маркировке на Wildberries:
- желаемый формат штрих-кода – EAN-13;
- оптимальная длина – не более 20 знаков;
- машиночитаемый, может содержать специальные символы, цифры, заглавные английские буквы;
- совпадает с кодом, указанным в личном кабинете.
На бирках должны быть прописаны цвет, артикул, размеры. В процессе приемки товара в первую очередь рассматривается внешняя этикетка.
Товарные коды для Wildberries
Правила упаковки продукции на Wildberries довольно строгие. Для каждой товарной категории предусмотрен определенный вид тары. В коробки следует вкладывать упаковочный лист, данные об артикуле.
Платформа поддерживает функцию генерации штрих-кодов нужного формата. Сгенерированные знаки выдаются пользователям в файле Excel.
Штрих-коды для Яндекс.Маркет
Торговая площадка «Яндекс.Маркет» принимает товары с кодами нескольких форматов:
- EAN-8;
- EAN-13;
- UPS-A;
- UPS-E.
В метках можно указывать только цифры, без символов, букв и пробелов. Допустимое количество цифр – 8, 12 и 13. Система принимает исключительно штрих-коды производителя и не работает с внутренними знаками магазинов.
Форматы штрих-кодов, которые поддерживает «Яндекс.Маркет»
Если указать неправильный код, предложение связывается не с той карточкой и скрывается от покупателей. Ошибки могут искажать характеристики товара и приводить к отключению магазина.
Помимо кода, на продукцию необходимо наносить ярлык-наклейку с данными для служб доставки. Его можно сформировать и скачать в личном кабинете.
Штрих-коды для Beru
На маркетплейсе Beru действуют свои правила упаковки.
Продавцам товаров следует:
- заказывать фирменные упаковочные материалы «Беру» – скотч, наклейки, пакеты, коробки;
- для определенных товарных категорий использовать пупырчатую или стрейч-пленку;
- заклеивать упаковку скотчем (крест накрест);
- применять стандартные форматы штрих-кодов;
- передавать информацию о количестве грузовых мест и готовности заказа в систему;
- на каждую отгрузку готовить акт приема/передачи.
На все грузовые места клеятся ярлыки маркировки установленного образца в зоне пересечении скотча. Готовый ярлык можно скачать в личном кабинете или автоматически сформировать в своей информационной системе.
Штрих-коды для Goods
Платформа Goods не сканирует штрих-коды и не делает приемку товара. Но наличие уникального кода производителя – обязательное условие для добавления своего ассортимента на сайт. Ориентируясь на него, система сопоставляет разные наименования между собой и предотвращает появление дублей.
Goods поддерживает следующие форматы:
- EAN-13, EAN-128;
- GTIN;
- GS1-128;
- ISMN, ISBN.
Система платформы не принимает неуникальные коды, комбинации, которые начинаются на «2». Для загрузки позиций, не имеющих штрих-кода производителя, можно запросить генерацию на сайте в разделе «Поддержка», пункт «Добавление новых товаров».
У каждой онлайн-площадки свои требования к упаковке и штрих-кодированию товара. Но во многом они похожи. Подготовить товар к продаже на популярных маркетплейсах проще всего, если у вас установлена товароучетная программа «ЕКАМ» и есть нужное оборудование.
Сервис помогает быстро генерировать штрих-коды стандартных форматов, преобразовывать их в PDF-файл, распечатывать, передавать информацию о товарных перемещениях в системы мониторинга. На сегодня это одно из оптимальных решений на рынке, с помощью которого можно закрыть все вопросы по учету товаров и продаж.