Сроки маркировки отдельных категорий товаров: эксперименты, пилотные проекты, переносы дат
Законотворцы любят менять правила игры прямо на ходу, постоянно тасуя сроки. Так произошло с онлайн-кассами и происходит с внедрением обязательной маркировки. В такой ситуации главное - постоянно держать руку на пульсе. Сегодня расскажем об актуальных сроках перехода для товаров, которые уже маркируют или собираются начать маркировать в обозримом будущем.
Одежда
Почему-то на официальном сайте ЦРПТ одежда проходит под названием “Товары легкой промышленности”. Однако речь в категории пока идет только о предметах гардероба, да и то далеко не всех. На текущем этапе собираются маркировать:
- предметы одежды из натуральной или искусственной кожи, в том числе спецодежду, код по ОКПД2 - 14.11.10, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 4203 10 000;
- женские блузки: трикотажные, связанные вручную или машинным способом, код по ОКПД2 - 14.14.13, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6106;
- мужская верхняя одежда: куртки, пальто и полупальто (включая верхнюю одежду для занятий спортом), код по ОКПД2 - 14.13.21, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6201;
- женская верхняя одежда: куртки, пальто и полупальто (включая верхнюю одежду для занятий спортом), код по ОКПД2 - 14.13.21, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6202;
- все виды домашнего белья: постельное, столовое, кухонное и так далее, коды по ОКПД2 - 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6302.
В этот перечень не вошли изделия из натурального меха (шубы) - их начали маркировать раньше. Ниже об этом расскажем.
Сроки маркировки одежды:
- до 31 декабря 2020 года все участники рынка обязаны подключиться к государственной системе мониторинга, зарегистрировавшись в программе “Честный знак”;
- с 1 января 2021 года оборот немаркированной одежды запретят. В частности, под ограничения попадут производство товаров без средств идентификации, а также ввоз на территорию РФ и последующая продажа;
- до 1 февраля 2021 года предпринимателей обяжут промаркировать остатки, нереализованные до этой даты. Продавать немаркированные остатки запрещено. Это надо будет сделать до 1 января 2021.
Табачные изделия
Здесь все просто: маркируются все без исключения сигареты, сигары, сигариллы и папиросы. Кстати, ниша почти полностью перешла на продажу пачек, помеченных средствами идентификации.
Сроки и этапы маркировки табачных изделий:
- до 28 февраля прошлого года проводился пилотный проект с участием крупных импортеров и производителей;
- обязательная регистрация розничных продавцов в системе “Честный знак” стартовала 1 марта 2019;
- с 1 июля 2019 запрещены импорт и производство табачной продукции, не помеченной кодами маркировки;
- с 1 июля 2020 года оборот немаркированного табака запретят полностью. До этой даты можно продавать немаркированные остатки, выпущенные до 1 июля 2019 года.
Шубы
Так шубы маркируют с 12 августа 2016 года. Но с 1 июля 2019 маркировка шуб перешла в общую систему мониторинга - “Честный знак”. Для участников рынка меховых изделий это произошло практически незаметно. Не потребовалось дополнительное оборудование и программное обеспечение. Просто документооборот и отчетность теперь происходят в новой среде. Остальное без изменений.
Какие меховые изделия подлежат маркировке:
- сшитые в одно полотно шкурки меха, в том числе в комбинации с другими материалами;
- одежда из натурального меха: шубы, пальто, куртки, брюки, боа, муфты и прочие;
- элементы из меха, являющиеся неотъемлемой частью одежды: вставки, борта и так далее;
- одежда с меховой подкладкой или отворотом.
Обувь
Совсем недавно сроки маркировки обуви были перенесены. Не все участники рынка успели подготовиться к изменениям: подключиться к системе и приобрести необходимое оборудование.
Внимание! Срок 1 февраля, после которого оборот немаркированной обуви хотели прекратить, неактуален.
Актуальные сроки и этапы:
- запрет на оптовую и розничную продажу обуви, не помеченной средствами идентификации, вступает в силу 1 июля 2020 года;
- с этой же даты, 1 июля 2020, начинается обязательная передача сведений в систему маркировки;
- товары, приобретенные до 1 июля 2020, можно импортировать до 1 августа 2020;
- маркировка обувных остатков разрешена до 1 сентября 2020 года при условии, что продукция была куплена у поставщика не позднее 1 июля. При маркировке остатков потребуется показать документы, подтверждающие дату закупки.
Лекарства
Маркировку лекарств разбили на 2 этапа: сперва начали маркировать препараты, входящие в перечень высокозатратных нозологий, чуть позже подтянутся остальные лекарства.
Актуальные сроки:
- с 1 июля 2019 началось подключение к системе маркировки аптек, работающих с препаратами высокозатратных нозологий (всего 7 позиций). Этому предшествовал эксперимент с крупными производителями, импортерами и аптечными сетями;
- с 1 октября маркировка таких лекарств стала обязательной;
- с 1 июля 2020 года к маркировке подключат все остальные лекарственные препараты. Регистрироваться в системе обязательной маркировки можно уже сейчас.
Фотоаппараты и лампы-вспышки
Буквально на днях, 29 февраля, закончилась регистрация участников рынка в системе маркировки. Она проходила и будет проходить в следующие сроки:
- 16 мая-30 ноября 2019 года - пилотный проект с добровольным участием производителей, импортеров и розничных сетей (распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2019 года № 589). Проводился для выбора средства идентификации, проверки программного обеспечения и так далее. В эксперименте принимали участие такие гиганты, как Canon, Nikon, Sony, Яндекс Маркет, УК «Ситилинк» и Fujifilm. Подключиться к эксперименту может любой желающий - время еще есть;
- 1 декабря 2019 стартовало обязательное подключение к системе всех игроков рынка фототоваров. Минпромторг разработал подробную инструкцию и правила. На подключение к системе маркировки отводится 3 месяца - до 29 февраля. Новые участники обязаны подать заявку на подключение в течение 7 дней после начала осуществления оборота;
- с 1 июля 2020 года оборот немаркированных фототоваров должен быть полностью прекращен;
- с 10 января 2020 года все зарегистрированные участники будут обязаны передавать в систему данные о маркированной продукции, то есть делать все то, о чем мы писали выше. На каждом этапе нужно сканировать код маркировки и отправлять информацию в программу учета;
- с 1 июля 2021 маркировка станет обязательной для всех видов фототоваров 26.70.14, 27.40.31 по коду товарной номенклатуры 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0).
Шины и покрышки
Здесь сроки тоже немного сместили по сравнению с тем, что было озвучено ранее. Пока идет пилотный проект, он стартовал 1 июля 2019 года. Кстати, к эксперименту может подключиться любой желающий.
Актуальные сроки:
- с 1 ноября 2020 года запрещено изготавливать и ввозить на территорию РФ немаркированных шин. Магазины, работающие напрямую с импортерами и заводами-изготовителями, не будут иметь право покупать шины без маркировки;
- до 15 декабря 2020 надо промаркировать шины и покрышки, которые завезли в страну после 1 ноября. С этой же даты оборот немаркированных покрышек запрещен (продавать через розничную сеть их нельзя);
- до 1 марта 2021 маркируются остатки.
Духи и туалетная вода
Больше всего введением обязательной маркировки возмущались именно парфюмеры. Они вообще просили отменить процедуру для своего сегмента, дескать, контрафакта менее 1 процента, продукция может подорожать и так далее. Тем не менее маркировке духов и туалетной воды - быть и вот в какие сроки:
- чуть менее 2 недель осталось до даты регистрации в системе маркировки. Участники оборота должны будут это сделать до 31 марта 2020;
- с 1 октября запрещается производство и импорт продукции, не помеченной кодами маркировки;
- маркировка остатков должна завершиться 30 сентября 2021 года.
Какие эксперименты по маркировке проводятся сейчас. Предварительные сроки
Молочная продукция
Эксперимент по маркировке молочки близится к своему завершению - его планируется закончить 31 марта 2020.
Предварительные сроки начала маркировки молока:
- 15 июля 2019-29 февраля 2020 - пилотный проект по обязательной маркировке молочной продукции. За это время будут разработаны технические и методические рекомендации;
- 1 марта 2020-1 декабря 2020 - подключение к системе маркировки участников розничного оборота и производителей;
- 1 июня - внесение изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства РФ № 2647 от 08.11.19);
- с 1 декабря 2020 - запрет производства и оборота немаркированной молочной продукции.
Что будут маркировать:
- молоко и сливки несгущенные, код ВЭД 0401;
- молоко и сливки сгущенные, код ВЭД 0402;
- пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир, код ВЭД 0403;
- сыворотка, код ВЭД 0404;
- сливочное масло и прочие жиры, код ВЭД 0405;
- сыры и творог, код ВЭД 0406;
- мороженое и пищевой лед, код ВЭД 2105 00.
Кресла-коляски
Здесь сроки растянуты, даже пилотный проект будет проходить чуть ли не 2 года. Сроков прекращения оборота немаркированной продукции нет, известны только даты эксперимента. Его проведут с 1 сентября 2019 по 1 июля 2021 года. Более подробная информация отсутствует, сейчас в системе маркировки зарегистрировано 255 участников. Все они изъявили желание поучаствовать в пилотном проекте.
Велосипеды
А вот эксперимент по маркировке велосипедов и велорам близится к концу. Он стартовал 16 сентября прошлого года и завершится 31 мая 2020 - как раз к разгару велосипедного сезона.
Какие товары будут маркировать:
- велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них (код ТН ВЭД ЕАЭС 8711);
- велосипеды двухколесные и прочие велосипеды (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя (код ТН ВЭД ЕАЭС 8712 00);
- рамы велосипедов (код ТН ВЭД ЕАЭС 8714 91 100);
- трехколесные велосипеды (код ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9).
Таким образом, маркируются практически все велосипеды: детские, взрослые, спортивные, моторизированные и без мотора.
Питьевая вода
Информация о начале эксперимента по маркировке питьевой воды появилась совсем недавно, буквально на днях. Даже сроков как таковых еще нет. Проект постановления Правительства РФ проходит стадию межведомственного согласования. По его результатам будут определены сроки и порядок проведения пилотного проекта.
Зато уже известно, какая питьевая вода будет маркироваться:
- воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег. Код ТН ВЭД - 2201;
- воды минеральные и газированные, природные минеральные воды. Код ТН ВЭД - 2201 10;
- негазированные бутилированные воды. Код ТН ВЭД - 2201 10 110 0;
- прочая бутилированная питьевая вода. Коды ТН ВЭД - 2201 10 190 0, 2201 10 900 0, 2201 90 000 0;
Подключиться к эксперименту по маркировке питьевой воды может любой желающий, достаточно подать заявку свободной формы в группу “Минеральная вода”.
Заключение
Итак, со сроками разобрались. Если вы продаете товар, подлежащий маркировке или собираетесь делать это в будущем, вам нужно:
- зарегистрироваться в системе обязательной маркировки;
- приобрести и подключить необходимое оборудование;
- установить и внедрить специализированное ПО;
- подключить системы электронного документооборота;
- установить товароучетные системы и интегрировать их с личным кабинетом на сайте «Честный знак»;
- промаркировать товарные остатки, если это необходимо;
- обучить персонал;
- начать передавать данные о кодах маркировки в систему “Честный знак”.
На этом все. Успехов в бизнесе!