8 способов, как мошенники обманывают продавцов и владельцев розничных магазинов
Продавцом может работать каждый человек, потому что эта профессия не требует особых навыков или образования. Именно неопытность персонала позволяет различным злоумышленникам проворачивать незаконные схемы, принося убытки магазину. Хотя и сами продавцы могут иногда выступать мошенниками. Чтобы владельцу торговой точки уберечь бизнес от действий преступников, необходимо ознакомиться с основными их приемами.
1. Иллюзия оплаты покупки
Этой технике обмана продавцов сотни лет, но актуально она и сейчас. Причина – использование в ней живого человеческого общения и наличных денег.
Зачастую мошенники работают в паре, хотя встречаются и одиночки. Суть метода заключается в покупке мелочевки с помощью крупной купюры, например, при цене товара 50 рублей продавцу предлагается 1000 рублей одной бумажкой. Злоумышленник отвлекает сотрудника обещаниями найти мелочь и постоянно просит подготовить сдачу.
В последствии мошенник забирает 950 рублей, а купюру в 1000 рублей незаметно прячет в рукав или в сумку, так и не отдав. Затем его подельник начинает активно отвлекать продавца, чтоб он не понял, что ему не заплатили. Заканчивается афера быстрым исчезновением мошенников из торговой точки.
2. Мошеннический возврат
Этот способ мошенничества несколько похож на предыдущий. Злоумышленники также работают в паре, выбирают для покупки мелкий товар и используют крупную купюру. Принципиальное отличие заключается в том, что в итоге банкнота всё же передается продавцу, а потом возвращается обратно. Осуществляется это так.
Например, покупатель купил товар за 50 рублей, расплатился купюрой в 5000 рублей и получил сдачу 4950 рублей. После этого мошенник и его подельники начинают суетиться, громко спорить и в результате решают вернуть покупку. Обязательно озвучивается подобная фраза: «Сколько стоит товар? 50 рублей? Вот вам 50 рублей, отдайте мои 5000!». Все это сопровождается разговорами, шумом и торопливостью.
В итоге продавцу возвращают товар и 50 рублей, вместо отданных им 4950. Если сотрудник магазина засуетиться и занервничает, то успех злоумышленников гарантирован. Здесь может помочь только хладнокровие при общении с клиентами и знание этого способа обмана.
Онлайн-кассы способствуют автоматизации торговли и предупреждению ошибок продавца
Кроме того, мошеннический возврат предупреждается правильным применением онлайн-касс в составе POS-системы. Согласно закону 54-ФЗ, чек должен выдаваться как при покупке товара, так и при возврате. В рассмотренном случае должны будут соблюдены обе процедуры, причем денежный ящик будет при них открываться только после распечатки расчетного документа.
В чеке будет указана принятая сумма, а также количество денег, которые нужно вернуть или дать на сдачу. Также операции по кассе помогут продавцу отвлектись от мошенников и осознать реальный смысл их действий.
3. Обман на мелкой сдаче
Метод, как и два прошлых, основан на приобретении мелкого товара с помощью крупной купюры. Способ обмана следующий. Клиент расплачивается за незначительную покупку, например, булавки или коробок спичек с помощью банкноты 1000 рублей и берет сдачу. Ничего не подозревающий продавец отвлекается на следующего покупателя.
Пользуясь выходом из поля зрения сотрудника магазина, мошенник вытягивает из выданных на сдачу денег одну купюру или монету и поднимает крик, что его обсчитали. На фоне поднимаемого скандала продавец начинает сомневаться в правильности выданной суммы и видит самый простой выход – доплатить клиенту. Этим психологическим эффектом и пользуются злоумышленники.
Чтобы этот метод был успешным, стоимость покупки должна быть меньше, чем сумма «дополнительной» сдачи.
4. Собиратели чеков в магазинах самообслуживания
При этом способе мошенничества злоумышленники пользуются вполне законными средствами. Они ходят по крупным торговым центрам, высматривают посетителей, сделавших покупки и просят у них чеки. Объяснять свою просьбу мошенники могут самыми разнообразными аргументами, например, нехваткой «бонусов» для участия в акции.
Чек гарантирует потребительские права, поэтому нежелательно его отдавать посторонним
Получив документ, злоумышленники идут в магазин с пакетом и кладут туда аналогичный, указанному в чеке, товар. Единственным минусом этого метода является невозможность выбрать другую модель продукции. На выходе мошенники показывают охране чек, содержимое пакета и беспрепятственно выходят. Впоследствии украденный товар продается в интернете или закладывается в ломбард.
Предупредить такое мошенничество можно лишь прикреплением к каждому товару противокражных этикеток, которые деактивируются только при оплате на онлайн-кассе. Если бирка будет отсутствовать – это вызовет подозрение охранника, а если её не сорвать, то сработает сигнализация на выходе.
5. Обман с обвесом
Эта мошенническая схема применяется на рынках и в магазинах, реализующих развесной товар. Схема следующая. После приобретения продукции покупатель незаметно отсыпает его часть, взвешивает на контрольных весах и поднимает скандал из-за недостачи массы.
В результате руководству магазина проще решить проблему в пользу мошенника, чем предстать перед остальными посетителями в неприглядном свете. Для исключения таких ситуаций рекомендуется плотно завязывать развесной товар и установить видеокамеры в прикассовой зоне.
Если купить онлайн-кассу и использовать в комплексе с ней сканер-весы, то это будет дополнительной защитой, которая поможет подтвердить правоту продавца и предупредить мошеннические действия.
6. Наглости нет предела
Следующим способом обмана может овладеть не каждый человек. Он требует наглости, железного самообладания и умения врать в лицо.
Принцип обмана заключается в том, что при покупке товара расчет производится несколькими купюрами с большим превышением его стоимости. Например, на сумму 505 рублей даются 5 банкнот по 100 и одна 50 рублей. После получения сдачи поднимает крик о недостаче, потому что клиент якобы расплатился 6 купюрами по 100 рублей.
Такое поведение мошенника сильно психологически давит на продавца, ведь все слова проговариваются с абсолютной уверенностью. Усиливается этот эффект при наличии очереди. В результате продавцу часто проще добавить сдачу, чем разбираться с таким клиентом.
Такой обман редко производится профессиональными мошенниками, им в основном занимаются обычные люди. Профилактикой от попадания в такие ситуации является бдительность продавца при работе с деньгами.
7. Обман предпринимателей на Alibaba
Многие предприниматели, особенно занимающиеся оптовой торговлей, приобретают свои товары на китайском сайте Alibaba. Несмотря на надёжность этой площадки, на ней встречаются недобросовестные продавцы. Для привлечения клиентов они предлагают заниженные цены, требуя при этом предоплату 20-50%.
После перечисления денег начинаются «проблемы»: на складе остался только товар плохого качества, поднялись цены на сырье, повысились зарплаты. В результате продавец предлагает доплатить за каждую единицу товара, иначе грозит невозвратом предоплаты.
Чтобы избежать такой ситуации, необходимо выбирать на сайте только поставщиков с высоким рейтингом надежности. Но если предприниматель все-таки попал в подобную ситуацию, то нужно начать угрожать жалобами на недобросовестность и публикацией истории взаимоотношений в социальных сетях. Обычно этих аргументов хватает, чтобы магазин вернул предоплату или поставил товар по первоначально оговоренной цене.
8. «Дружелюбное» мошенничество в интернете
«Дружелюбным» мошенничеством в интернет-магазинах считается деятельность, целью которой является приобретение товара с последующим возвратом денег. После оплаты покупки и её получения злоумышленник предъявляет претензии банку и сайту, что его карту украли и незаконно использовали.
3D-Secure помогает защититься от мошенников как продавцам, так и покупателям
При этом факт получения посылки также оспаривается. Мошенник может говорить, что он её не получал, и там стоит не его подпись. Помочь предотвратить такую ситуацию могут системы для автоматизации торговли, которые сохраняют всю историю взаимодействия с клиентом: переписку, e-mail, IP и прочие. Но доказать свою правоту можно будет только в суде.
Дополнительным фактором безопасности служат защитные процедуры Visa и MasterCard, например, 3D-Secure, которая использует подтверждение операций с помощью телефона владельца.
Большинство мошеннических действий с продавцами и владельцами магазинов построено на психологических особенностях поведения человека и несовершенстве процессов автоматизации торговли. Использование онлайн-касс, другой кассовой техники и установка противокражных систем не только позволят выявлять злоумышленников, но и вообще отпугнут их от магазина. Но лучшим сдерживающим фактором является бдительность и опытность сотрудников торговой точки.