Как оказывать услуги удаленно: обзор вариантов и способов дистанционного обслуживания
Недельные выходные плавно перешли в месячный отдых, что нанесло большой удар по сфере услуг. Но если действовать немедля и проявить креативный подход, в онлайн можно перевести даже парикмахерскую. Не верите - прочитайте нашу новую статью.
Какие услуги можно оказывать удаленно
Общественное питание
Общепит в привычном формате (с залами, столами, официантами и употребление пищи на месте) закрыт. Даже “Макдональдс”, KFC и “Бургер Кинг” на время приостановили деятельность. Между тем, никто не отменял арендную плату, затраты на рекламу и оплату труда работников. Чтобы отбить затраты, общепит в срочном порядке стал принимать заказы на доставку фастфуда и готовых блюд. Воротилы были к этому готовы: у них и сайты, и приложения, и налаженная курьерская служба. Мелкие кафе и рестораны оказались в худшем положении.
Что делать:
Переключиться на доставку еды на дом, тут без вариантов. Да, работу придется проделать большую, но других путей нет. Сложнее придется тем, кого вообще нет в онлайне ни в каком виде. Хотя это уже нонсенс: хотя бы группа в соцсетях есть у каждого заведения общепита. Она понадобится для того, чтобы оповестить клиентов и подписчиков о том, что заведение принимает заказы на доставку еды. Так или иначе, нужно решить задачу с оповещением клиентов о смене формата работы. Вот несколько способов:
- соцсети. В закрепленной записи, отдельным постом, привлекающим внимание. Коротко рассказать о том, что у вас заработала доставка, перечислить условия заказа, способы его сделать, дать контактную информацию;
- объявление на входе в заведение. Примерно такого же содержания, что и пост в соцсетях;
- реклама в местных СМИ, если таковые имеются;
- создать полноценный интернет-магазин и запустить контекстную рекламу с настройками геотаргетинга;
- сделать обзвон постоянных клиентов, запустить рассылку по email, в мессенджерах, смс-сообщениях.
Вторая по важности задача - в срочном порядке запустить службу доставки. Работу ведем в следующих направлениях:
- поиск курьеров. В идеале - с личным транспортом, с хорошим знанием города;
- оснащение курьеров мобильной контрольно-кассовой техникой. В общепите на доставке обычно расплачиваются с сотрудником, который привез заказ и реже - при помощи онлайн-оплаты. Присмотритесь к решению “ЕКАМ.Курьер” от компании “ЕКАМ”. Его достоинство - не нужно покупать кассовый аппарат каждому работнику на доставке. Они подключены к центральной кассе через мобильное приложение, а клиентам показывают QR-код чека;
- приобретение дополнительного оборудования: термосумок, сумок-холодильников и так далее.
Понятно, что в условиях сжатых сроков организовать полноценную службу доставки с нуля почти нереально. Курьеры должны пройти медосмотр и иметь действующие медицинские книжки, ККТ надо купить и зарегистрировать в налоговой и прочее и прочее. Пока возитесь, конкуренты заполнят нишу, а там и карантинные мероприятия отменят. Поэтому лучший (и самый быстрый) выход - служба доставки на аутсорсе. В сети хватает предложений на эту тему и задача относительно просто решается. Если решите заморочиться с полноценным сайтом интернет-магазина, вопрос упрощается. Хорошие платформы по созданию интернет-магазинов, например, InSales, позволяют найти контрагентов прямо внутри сервиса. Достаточно подключить услугу в виде готовой интеграции.
Юридические услуги, услуги психологов
Здесь все проще, чем в общепите. По крайней мере не нужны курьеры, мобильные онлайн-кассы и много чего еще. Тем не менее, поработать тоже придется. Почти весь спектр юридических и иных подобных услуг можно оказывать удаленно, кроме, разве что, представительства в судах. Но суды сейчас работают только по неотложным делам, так что вопрос неактуален.
Что делать:
Сейчас существует достаточное количество способов удаленного общения между специалистами и их клиентами. Юридические услуги могут вестись по нескольким направлениям. Перечислим их все, а заодно и подскажем способы перевода в онлайн:
- консультирование. Вполне можно вести по современным каналам коммуникаций: видеосвязи (Skype, Zoom), а также переписке - по электронной почте, в сообщениях и так далее. Есть один важный момент: все переговоры должны фиксироваться и записываться. Не забудьте покопаться в настройках и включить запись. И предупредите об этом клиента. Хотя что мы рассказываем - вы же юрист, знаете;
- оформление документов. Заполнение всевозможных заявлений, жалоб, исков - львиная доля работы юриста. Нужно наладить документооборот с клиентами, благо способов сейчас масса: электронка, мессенджеры, соцсети;
- представительство в различных инстанциях. Документы можно подавать и в онлайн режиме. Правда, нужно взять с клиента нотариально оформленную доверенность на право ведения такой деятельности.
Теперь оплата. Самый продвинутый и удобный вариант - онлайн-оплата на сайте. Но для этого нужен сайт интернет-магазина юридических услуг с прикрученной к нему онлайн-кассой по 54-ФЗ. А это уже отдельная история - подробности будут ниже. А так - любой комфортный способ приема платежей, позволяющий соблюдать 54-ФЗ: электронные деньги, наличка, банковские переводы по счету.
Страховые услуги
Технически продажа полисов ничем не отличается от торговли любым другим товаром через интернет. Но здесь никуда без полноценного сайта с возможностью приема оплаты, загрузки документов, автоматизированной проверки. Хотя есть варианты, все зависит от технических возможностей.
Что делать:
Собственно вот варианты:
- продажа электронных полисов через сайт. Сложная и дорогая штука, но с большим плюсом: запустив такую услугу один раз, вы очень долго будете получать закономерные плоды в виде онлайн-заказов;
- оформление “живых” полисов с доставкой. Проще и быстрее организовать, но есть жирный минус: потребуется курьерская доставка оформленных документов. Возможно, какие-то зачатки этого у вас уже есть. Если нет - надо создавать с нуля. Здесь проще, чем в общепите: агенты все равно не могут работать и оформлять бумаги в офисе, да и медицинские книжки не нужны. Как вариант - перевести штат на работу в полях. Пусть катаются и оформляют полисы на дому. В свете последних событий лучше принять документы в электронном виде, оформить полис в офисе и привести готовый бланк клиенту. Так можно сократить время контакта агента с заказчиком;
- совместить два предыдущих варианта. Не всем удобно оформлять полисы через сеть. Нужно сканировать и загружать свидетельство о регистрации ТС, диагностическую карту, паспорт, права. Лучше совместить подходы и получать заказы от всех категорий ЦА.
Образовательные услуги
Это могут быть: частные автошколы, курсы повышения квалификации, обучение различным профессиям. Эти организации пока не попали в список тех, кому разрешено работать в условиях самоизоляции.
Что делать:
Учиться у так называемых инфобизнесменов. Эти ребята уже сто лет ведут онлайн-обучение и вряд ли видели вживую хотя бы одного из своих студентов. Первоочередная задача - организовать онлайн-лекции в видеорежиме. Первое, что приходит на ум - разумный, добрый и вечный Skype. В видеоконференции здесь может участвовать до 25 человек одновременно. Более, чем достаточно для большинства образовательных учреждений. Бесплатная версия Zoom еще круче: охват может достигать 100 человек.
Однако и Skype и Zoom имеют существенные недостатки. Участникам конференции нужно одновременно созвониться, добавить участников в чат, а на это нужно много времени. Поэтому лучше пользоваться специализированными инструментами для организации онлайн-обучения. Здесь все проще: каждый участник получает ссылку-доступ, пройдя по которой попадает в онлайн-кинозал. В назначенное время преподаватель выходит в эфир и начинает занятие. Примеры таких платформ - Flora LMS, GetCourse, We Study.
Как принимать оплату за дистанционные образовательные услуги:
- через сайт. Для этого на него нужно установить платежную систему и онлайн-кассу, работающую по 54-ФЗ. Отлично подойдет касса для интернет-магазинов “ЕКАМ.Онлайн”. Кстати, в обойме компании есть решение для офиса и интернет-магазина - единая онлайн-касса. С ней вы сможете принимать платежи как в онлайне, так и в офлайне;
- оплатой банковской квитанции. Не очень удобно для клиента, но как дополнительный вариант пойдет. Квитанцию можно скинуть файлом по электронке или в мессенджере;
- оплата наличными в офисе с соблюдением мер санитарной безопасности.
Главное правило - строго соблюдать закон о порядке применения ККТ - 54-ФЗ. Он требует выдачи чека в течение 5 минут после оплаты услуги. В данном случае речь идет об электронной копии фискального документа. Это возможно только при использовании онлайн-кассы. Поэтому оплату переводом с карты на карту исключаем сразу - это полузаконно.
Онлайн-фитнес
Понятно, что тренажерные залы и бассейны отметаем сразу, их на удаленку не перевести. А вот всевозможные гимнастики, аэробики и даже занятия йогой - вполне. Очень много продвинутых тренеров уже ведут занятия в видеорежиме по удаленке.
Что делать:
Индивидуальные занятия или группы по 3-5 человек можно вести в “Скайпе” или “Зуме”, для коллективов покрупнее - использовать Flora LMS, GetCourse или We Study.
Поскольку все это тоже относится к сфере услуг, нужно решать вопрос оплаты и выдачи кассовых чеков. Если тренер работает самостоятельно (без наемных работников), он может не использовать кассовый аппарат. Крупным фитнес-клубам и спортивным залам придется принимать платежи дистанционно. Способы те же, что и в предыдущих случаях:
- онлайн-оплата на сайте (банковские карты, электронные деньги);
- банковский перевод;
- наличные в кассе.
Услуги риэлторов
Сразу скажем - здесь все сложно. Во-первых, ни о каком осмотре квартир, домов и прочей недвижимости не может быть и речи. Для тех, кто забыл, напомним: гражданам можно выходить из дома только в случае крайней необходимости - на работу, в продуктовый магазин, больницу, банк или салон связи. Во-вторых, сами риэлторы не относятся к предприятиям непрерывного цикла, следовательно, должны быть закрыты на период ограничительных мер.
Тем не менее, кое-что сделать можно. Продажа и найм недвижимости - не единственное, чем могут заниматься риэлторы. Часто львиную долю заказов составляет консультирование, помощь в оформлении сделок (вступление в права наследства, оформление, урегулирование споров, сопровождение). Всеми этими вещами вполне можно заниматься дистанционно. Не будем повторяться - технически это будет выглядеть так же, как и в случае с юридическими услугами.
Все переходят в онлайн
До сих пор мы рассматривали быстрые способы начать дистанционное обслуживание. Однако текущая ситуация должна стать сигналом тому, что сфере услуг нужно полноценно присутствовать в онлайне. Иначе очередная вспышка какого-нибудь гриппа добьет ваш бизнес. Полумерами заниматься не стоит и пережить этот кризис - не первоочередная задача. Нужно переформатироваться и быть готовым к повторам. Поэтому всем офлайн бизнесам нужно переходить в онлайни и чем быстрее, тем лучше. Нужно:
- Запустить полноценный сайт по типу интернет-магазинов. Он должен уметь принимать онлайн-оплату, выдавать кассовые чеки. Создать сайт интернет-магазина на современных платформах, например, InSales, можно за один день. Решение под 54-ФЗ можно заказать в компании “ЕКАМ” - здесь есть ряд подходящих. Для интернет-магазинов подойдет “ЕКАМ.Онлайн”.
- Раскрутить сайт в сети. Клиенты должны знать, что вы существуете и как вас найти в сети. Контекстная реклама, SEO-продвижение и другие инструменты в помощь.
- Наладить полноценную доставку. Актуально для общепита, страховых агентств, и некоторых других услуг.
- Перевести сотрудников на удаленную работу и разработать механизм быстрого переключения между форматами. Надо - работаем и дома, не надо - ходим в офис.