Маркировка обувных остатков в розничном магазине: пошаговая инструкция, советы, рекомендации
Разобрались с законодательными нюансами по срокам перехода на обязательную маркировку обуви. Все оказалось просто и логично - достаточно было перевести с юридического на русский. Итак, маркировка обувных остатков в 2020 году: простыми словами об этапах и нюансах перехода. Поехали.
Время пилотных проектов и экспериментов в тестовом режиме прошло: с 1 октября в системе мониторинга уж регистрируются участники оборота обувных товаров. На прилавках магазинов то тут то там появляются ботинки и кроссовки с загадочным изображением - кодом Data Matrix. Он служит средством идентификации продукции для отслеживания миграции по торговым сетям. До окончательного перехода на маркировку осталось всего два этапа. После 1 апреля 2020 года оборот немаркированной обуви запретят окончательно. Но до этой даты произойдет еще много интересного.
Этапы перехода на обязательную маркировку обуви и что они значат
Этап первый - пилотный проект по обязательной маркировке обуви
С 1 июня 2018 года по 30 июня 2019 года проводился эксперимент по обязательной маркировке обуви для того, чтобы обкатать оборудование и программное обеспечение, разработать методические рекомендации и доработать законодательную базу.
Что это значит
На этой стадии разработчики проекта в лице государства определяли, как будет проходить маркировка обуви. В эксперименте участвовали крупные производители и ритейлеры, среди которых «Кари», «Спортмастер», «Московская обувная фабрика «Парижская коммуна», ZENDEN Group и Analpa («ЛС Импорт») и многие другие. В ходе пилотного проекта участники оборота наносили на обувь коды Data Matrix, обменивались данными в ГИС МТ (государственная информационная система мониторинга товаров), дорабатывали нюансы и решали, как все будет выглядеть в итоге.
Эксперимент закончился в положенные сроки - 31 июня 2019. С 1 июля начался следующий этап.
Этап второй - регистрация участников оборота обувных товаров
1 июля стартовал второй этап - добровольная регистрация участников в государственной системе мониторинга. Все участники оборота могут начать подавать данные в систему «Честный знак».
Что это значит
Регистрация пока добровольная потому, что продавать немаркированные остатки пока можно. Просто систему открыли для подачи заявок на подключение. Логика понятна: государство дает предпринимателям время на то, чтобы не спеша подготовиться к маркировке обуви. Кроме регистрации ничего делать было не нужно.
Этап третий - начало добровольной передачи сведений, старт маркировки остатков, предоставление доступа к регистраторам эмиссии
С 1 октября 2019 года предоставляется доступ к устройствам регистрации эмиссии кодов маркировки, начинается добровольная маркировка и передача сведений в систему мониторинга, начинается маркировка остатков обувных товаров.
Что это значит
Розничных продавцов наверняка озадачил последний пункт - про регистраторы эмиссии. Успокоим: обычным магазинам такой не нужен. Регистратор эмиссии (РЭ) – устройство автоматизированной Системы криптографической защиты кодов маркировки (СКЗКМ), предназначенное для заказа кодов маркировки и регистрации сведений о выпуске маркированных товаров. Ключевое слово - выпуске. Такой девайс понадобится только производителям обуви - заводам и фабрикам.
Принцип работы регистратора эмиссии
Этап идет по сей день, закончится он 1 марта 2020. До этой даты все участники оборота обувной продукции обязаны:
- зарегистрироваться в системе обязательной маркировки;
- приобрести и подключить необходимое оборудование;
- установить и внедрить специализированное ПО;
- подключить системы электронного документооборота;
- установить товароучетные системы и интегрировать их с личным кабинетом на сайте «Честный знак»;
- промаркировать товарные остатки;
- обучить персонал.
Все это время продавать немаркированные остатки опять же разрешается. Но параллельно с этим настоятельно рекомендуется начать маркировку остатков. Это пока можно сделать по упрощенной схеме. Чуть ниже мы расскажем, что это означает.
Однако есть одно большое «но». С 1 октября от поставщиков начнут поступать промаркированные партии. Их нужно продавать уже по новым правилам. Это значит, что вся техническая сторона вопроса в розничном магазине должна быть закрыта. Немаркированные остатки продаются по старому, без фиксации выбытия кодов. А вот маркированную обувь нужно принимать в личном кабинете «Честного знака», а при продаже гасить коды в базе.
Строго говоря, если вы уверены, что распродадите немаркированную обувь до 1 марта, ее вообще можно не маркировать. Но рисковать не стоит: немаркированную обувь, поставленную оптовиками в магазин до 1 марта, продать будет невозможно, причем НИКОГДА.
Этап четвертый - запрет оборота немаркированной обувной продукции
С 1 марта 2020 года запрещен оборот немаркированных обувных товаров.
Это самая важная дата, которую нужно запомнить.
Что это значит
А вот с этой даты продавать немаркированные остатки уже запрещается. Равно как и производство и ввоз обуви из других стран и с территории Таможенного Союза. Единственно, что еще можно делать - принимать у поставщиков немаркированные партии товара, оплаченные до 1 марта. Например, вы заказали у оптовика несколько коробок обуви до прекращения оборота немаркированной продукции. Ее произвели до 1 марта и не пометили средствами идентификации - кодами Data Matrix. На тот момент это было законно. Такую продукцию можно принять и промаркировать самостоятельно.
В целом к этому времени система маркировки должна заработать в полную силу, если сроки не сместят в сторону увеличения. Такой вариант развития событий очень возможен. Не все предприниматели успели подготовиться к маркировке обуви, закупить необходимое оборудование и установить программное обеспечение. Многие участники оборота вообще слабо представляют, что нужно делать, а вот вы узнаете, если дочитаете эту статью до конца.
Этап пятый - завершение маркировки остатков, полный запрет оборота немаркированной обувной продукции
До 1 апреля 2020 года розничные магазины обязаны осуществить маркировку остатков, приобретенных до 1 марта 2020 года, но полученных после 1 марта 2020 года.
Что это значит
А то, что с первого апреля (и это не первоапрельский розыгрыш, все вполне серьезно) немаркированную обувь нельзя производить, перевозить и, разумеется, продавать. Маркировка остатков, приобретенных (но не отгруженных) до 1 марта, также должна быть завершена. Принимать у оптовиков и заводов изготовителей обувь без средств идентификации также незаконно. Да и сами производители обязаны изготавливать обувь только с кодами маркировки, внесенными в общую базу. Это же касается и импортеров. С 1 апреля действует запрет на ввоз обувных изделий, не помеченных кодами маркировки.
Схема розничной продажи на кассе
Маркировка остатков - пошаговая инструкция
Со сроками разобрались, теперь переходим к описанию процедуры маркировки остатков. Она состоит из нескольких последовательных шагов. допустим, вы пока не зарегистрированы в системе маркировки.
Шаг 1 - Получение электронной цифровой подписи
Скорее всего она уже есть - вы используете такой девайс при работе с онлайн-кассами. Если пока не получили или старая просрочена, нужно обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи. Стоимость подписи = от 1000 рублей. По всем вопросам касательно получения ЭЦП вы можете обратиться к специалистам компании «ЕКАМ».
Шаг 2 - Регистрация в системе «Честный знак»
Состоит из нескольких этапов. Перед началом работы зайдите в раздел «Регистрация» на официальном сайте. После этого нужно:
- в разделе выбора товаров, с которыми вы будет работать, выбрать обувь;
- ввести данные о компании (ИНН/ITIN компании, адрес электронной почты для контактов, ФИО представителя компании, наименование компании, телефон, юридический адрес);
- установить на компьютер плагины и ПО для работы с ЭЦП;
- после этого вы получите доступ к личному кабинету.
Шаг 3 - подготовка описания товаров
Делается по полной или упрощенной схеме.
Полная схема подразумевает указание полного набора атрибутов:
- ИНН участника оборота обуви;
- модель;
- страну производства;
- вид обуви;
- вид материала, использованного для изготовления верха;
- вид материала, использованного для изготовления подкладки;
- вид материала, использованного для изготовления низа;
- товарный знак (если есть);
- цвет, размер в штихмассовой системе;
- наименование товара на этикетке (в свободной форме);
- четыре первых знака кода товарной номенклатуры (кода ТН ВЭД ЕАЭС).
Процедура регистрации в системе «Честный знак»
Полную схему описания применяют только в случае, когда производитель или поставщик предоставил вышеуказанную информацию. Для маркировки остатков вполне хватит и упрощенной схемы. Атрибутов здесь всего 4:
- ИНН участника оборота товаров.
- Вид обуви (мужская, женская, детская).
- Первые два знака кода товарной номенклатуры (код ТН ВЭД ЕАЭС).
- Способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в РФ, произведены в РФ).
Шаг 4 - получение кодов маркировки
Для того, чтобы заказать коды маркировки остатков, участник оборота регистрируется в ГИС МТ и предоставляет следующие сведения:
- ИНН участника оборота;
- способ ввода товара в обращение на территорию Российской Федерации;
- необходимое количество кодов маркировки;
- код товара;
- индивидуальный серийный номер, если таковой предоставлен поставщиком или другим участником оборота.
В меню личного кабинета ГИС МТ есть несколько вариантов ввода обуви в оборот:
- ввезен на территорию РФ;
- произведен на территории РФ;
- маркировка остатков;
- перемаркировка;
- принят на комиссию у физического лица;
- ввезен с территории стран ЕАЭС.
При маркировке остатков надо выбрать пункт «маркировка остатков». Это важно, так как в этом случае коды маркировки дадут безвозмездно. Во всех других ситуациях один код Data Matrix обойдется розничному магазину в 50 копеек без учета НДС.
После ввода данных служба модерации отправит их на проверку. Если все заполнено верно, заявка отобразится в списке заказов со статусом «доступен». Если на вашем лицевом счете достаточно денег на получение необходимого количества кодов маркировки, их можно сохранить и распечатать. Для этого в системе есть несколько готовых шаблонов.
Важный момент: одобренные коды нужно «вытащить» из базы и распечатать в течение 60 рабочих дней, иначе их аннулируют и придется заказывать заново.
Шаг 5 - нанесение кодов маркировки на товар
Перед нанесением кодов маркировки на обувь необходимо убедиться, что они легитимны и имеют статус «КМ эмитирован. Выдан». Также стоит проверить, что количества запрошенных средств идентификации достаточно для маркировки всех остатков. В противном случае нужно сделать новую заявку и дополучить коды.
Наносить распечатанные коды допускается:
- непосредственно на сам товар;
- на потребительскую упаковку: коробку, пакет и другую тару;
- на товарный ярлык.
Шаблон нанесения кода маркировки на товар
Шаг 6 - внесение сведений о вводе маркированных товаров в оборот и выводе из него
Последний этап маркировки остатков - подача данных об их вводе в рыночный оборот. После этого государство и другие участники рынка «увидят» обувную продукцию в системе мониторинга и ее можно будет продавать.
Подать сведения в ГИС МТ можно двумя способами:
- вручную, введя необходимые данные в личном кабинете «Честного знака». Для этого нужно сформировать новый документ «Ввод в оборот» с признаком заказа «Маркировка остатков»;
- загрузить готовый файл в формате XML или CSV через личный кабинет в ГИС МТ. Для этого потребуется зайти в раздел «Документы» личного кабинета, перейти в раздел «Загрузить» и выбрать пункт «Ввод в оборот».
В обоих случаях сведения подписываются УКЭП - усиленной квалифицированной электронной подписью. После проверки службой модерации заказы получат статус «Обработан». Теперь промаркированные остатки разрешается продавать через розничный магазин.
Теперь о выводе маркированной обуви из оборота. Если в онлайн-кассе установлен фискальный накопитель старого образца (тот, что не умеет работать с кодами маркировки), гасить коды идентификации придется вручную. Это можно сделать в личном кабинете системы мониторинга в течение 3 дней после продажи.
Новые ФН передают сведения о выбывших кодах автоматически. Касса пробивает чек, включает в него код маркировки и сведения через ЭДО передаются в «Честный знак». Узнать о версии вашего фискального накопителя можно в меню кассового аппарата или обратиться в обслуживающую организацию.
Шаг 7 - покупка 2D сканера
Он понадобится для считывания кодов маркировки при продаже, приемке и инвентаризации. Если уже пользуетесь таким устройством, покупать не надо.
Обратите внимание: для работы в программе маркировки нужен именно двухмерный сканер, способный считывать коды Data Matrix. Это и другое оборудование вы можете купить в компании «ЕКАМ».
Всё, что понадобится для работы
Старые фискальные накопители при маркировке
У многих розничных продавцов встает вопрос: нужно ли менять фискальный накопитель при переходе на обязательную маркировку обуви? Отвечаем: этого делать не нужно. Об этом сообщил заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России А.А. Сорокин. Устройства можно использовать до 6 августа 2021, а ФН, купленные до этой даты, могут работать до окончания срока действия.
Что с возвратом товара
Еще один случай, когда розничным продавцами придется получать новые коды маркировки - возврат товара покупателем. Вариантов здесь 2:
- клиент вернул обувь с неповрежденным кодом маркировки. В этом случае его можно вновь ввести в оборот через личный кабинет «Честного знака»;
- код маркировки полностью или частично поврежден. Придется делать запрос на получение нового кода и наносить его на товар. Но сначала попробуйте считать изображение при помощи сканера. Data Matrix можно использовать при повреждении до 30% площади.
Обратите внимание: коды маркировки, получаемые для повторной продажи возвращенной обуви уже платные.
Для простой работы в системе маркировки и получения нужной информации вы можете воспользоваться нашим бесплатным приложением - маркировка.
Немного об интернет-магазинах и маркировке
Продажа через всемирную паутину ничем не отличается от розничной, маркировка остатков - тоже. Различия возникают при передаче обуви в курьерскую службу. В этом случае отметку о выбытии кодов не делают. Достаточно в течение 3 дней после отгрузки сделать отметку о погашении кодов в личном кабинете системы мониторинга. Розничные продавцы тоже делают это в трехдневный срок.
Заключение
Сложно? Не станем лукавить - да. Новый порядок учета обуви нацелен на борьбу с контрафактом, повышение собираемости налогов, на что угодно, только не на облегчение жизни предпринимателей. Однако выбирать, играть по правилам или нет, не приходится. Все должны работать по закону, чего вам и желаем. Удачи!