Маркировка остатков одежды - сроки, порядок проведения, общие рекомендации по маркировке
Одежда включена в перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. Все участники рынка обязаны зарегистрироваться в государственной системе мониторинга, помечать изделия средствами идентификации - кодами маркировки и передавать данные в программу учета. Расскажем обо все подробно.
Сроки введения обязательной маркировки одежды
После ряда переносов этапы перехода на обязательную маркировку одежды были окончательно утверждены в конце прошлого года. Это произойдет одновременно с маркировкой других товаров легкой промышленности, например, постельного белья. До полного запрета оборота немаркированной одежды осталось несколько этапов:
- до 31 декабря 2020 года все участники рынка обязаны подключиться к государственной системе мониторинга, зарегистрировавшись в программе “Честный знак”;
- с 1 января 2021 года оборот немаркированной одежды запретят. В частности, под ограничения попадут производство товаров без средств идентификации, а также ввоз на территорию РФ и последующая продажа;
- до 1 февраля 2021 года предпринимателей обяжут промаркировать остатки, нереализованные до этой даты. Продавать немаркированные остатки запрещено. Это надо будет сделать до 1 января 2021.
Код маркировки Data Matrix
В качестве метки, которая ставится на одежду, предлагается использовать изображение формата Data Matrix. Это двухмерный код, в который зашифрована вся информация об изделии:
- данные о производителе;
- материал, используемый при изготовлении;
- размер;
- цвет, фасон;
- наименование и так далее.
2D-код Data Matrix имеет ряд преимуществ перед обычными QR и штрих-кодами:
- он проще и дешевле в изготовлении. Это поможет избежать повышения розничных цен при введении обязательной маркировки одежды;
- код невозможно подделать или изменить. При создании применяются криптографические технологии шифрования данных;
- информацию можно считывать даже в случае, когда изображение частично испорчено. Технология позволяет восстановить данные, если для считывания доступно 70% площади знака;
- для считывания кода не требуется специальное оборудование. Это возможно при помощи обычных 2D-сканеров, которые уже применяют большинство розничных продавцов;
- наклейку или изображение с кодом легко нанести на упаковку. Заводской ярлык или само изделие. Метка имеет небольшие размеры и убирается на поверхность минимальных размеров. При этом в ней закодировано до 2 килобайт данных.
Код Data Matrix наглядно
Какая одежда подлежит обязательной маркировке
Список представлен на официальном сайте “Честного знака” и включает следующие позиции:
- предметы одежды из натуральной или искусственной кожи, в том числе спецодежду, код по ОКПД2 - 14.11.10, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 4203 10 000;
- женские блузки: трикотажные, связанные вручную или машинным способом, код по ОКПД2 - 14.14.13, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6106;
- мужская верхняя одежда: куртки, пальто и полупальто (включая верхнюю одежду для занятий спортом), код по ОКПД2 - 14.13.21, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6201;
- женская верхняя одежда: куртки, пальто и полупальто (включая верхнюю одежду для занятий спортом), код по ОКПД2 - 14.13.21, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6202;
- все виды домашнего белья: постельное, столовое, кухонное и так далее, коды по ОКПД2 - 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 6302.
Немногим ранее началась маркировка изделий из натурального и искусственного меха: шуб, полушубков, курток. Правда, там своя особенность: в качестве кода маркировки применяется не изображение Data Matrix, а специальный чип RFID. Скорее всего, такой способ маркировки меховых изделий сохранится и в будущем. Продавцам меховой одежды не обязательно переходить на коды Data Matrix - они продолжат работать в привычном режиме.
Информация о возможном переносе сроков обязательной маркировки одежды
В свете переноса сроков обязательной маркировки обуви в бизнес-сообществе все чаще обсуждается смещение дат маркировки товаров легкой промышленности. Как это обычно бывает, не все участники оборота готовы к внедрению новшества. Но на данный момент официальных сведений о переносе сроков нет. Возможно, информация появится ближе к концу года.
Кто должен маркировать одежду
Обязанности по маркировке выполняют:
- Производители одежды - фабрики и заводы-изготовители. Они запрашивают в системе “Честный знак” коды на каждую новую партию. Для этого им нужно приобрести регистраторы эмиссии кодов и печатное оборудование - специальные принтеры.
- Импортеры. Те, кто возит одежду из-за рубежа, также обязаны ее маркировать при пересечении границы и оформлении таможенных документов. Дальнейшее движение по территории РФ товаров без маркировки запрещено.
- В исключительных случаях маркировать одежду обязаны розничные продавцы. Они делают это при возврате товара покупателем, утере или повреждении кода и других случаях.
Для получения нового кода в рознице продавец делает соответствующий запрос в ЦРПТ. Изображение скидывается в формате PDF-файла, остается только распечатать его. Для этого подойдет любой принтер, на котором печатаются этикетки, ценники или штрих-коды. Регистраторы эмиссии кодов розничным торговцам не нужны.
Инструкция по маркировке одежды
Подключение к системе маркировки и работа в “Честном знаке” состоит из нескольких этапов.
Этап первый - получение УКЭП - усиленной квалифицированной цифровой подписи
Этот девайс становится обязательным к применению розничными продавцами. Он уже сейчас есть почти у всех, так как необходим при работе с онлайн-кассами или программами электронного документооборота. Получить УКЭП можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Министерством связи и коммуникаций. Стоимость изготовления начинается с отметки 1500 рублей.
Этап второй - установка программного обеспечения для работы с УКЭП
Речь идет о средствах криптографической защиты, токенах и драйверах, устанавливаемых на персональный компьютер или ноутбук. Все ПО предоставляется удостоверяющим центром, выдающим электронную подпись и оформляющие сертификат. Он же дает инструкции для работы с программным обеспечением. Если центр, по каким-то причинам не предоставил данные, можно воспользоваться типовой инструкцией, размещенной на официальном сайте “Честного знака”.
Этап третий - регистрация в системе мониторинга
Производится по этой ссылке. Регистрация и вход происходят по данным электронной подписи. Требуется только ввести информацию об УКЭП, остальные сведения подтянутся из облака. Если этого не произойдет, можно внести информацию в ручном режиме.
Этап четвертый - заполнение профиля компании
Указываются следующие данные:
- группы товаров, с которыми работает предприниматель;
- тип участника оборота (производитель, импортер, розничный продавец и так далее). Тип выбирается из вариантов, предложенных системой. Можно выбрать несколько типов участника одновременно - это разрешено;
- сведения о пользователях, имеющих доступ к работе с личным кабинетом. Вводятся фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты и сертификат электронной подписи пользователя;
- банковские реквизиты;
- сведения о системе электронного документооборота.
Этап пятый - описание товаров
Сводится к заполнению карточек товаров. Это можно сделать двумя способами:
- вручную;
- загрузка из ГС1 РУС.
Карточка товара одежды содержит следующие обязательные данные:
- вид и размер изделия;
- цветовое исполнение и наименование сырья, из которого изготовлена продукция;
- пол (мужская или женская);
- модель, номер стандарта;
- страна производства.
Международная Ассоциация GS1 Russia
Этап шестой - заказ кодов маркировки
На каждую единицу товара заказывается свой уникальный код Data Matrix. Заказать средства идентификации можно тремя способами:
- вручную;
- передать заявку по API;
- передать заявку в формате XML-файла при помощи шаблона.
Если все прошло успешно, вы получите коды маркировки. Их можно сохранить в одном из трех форматов: PDF, CSV или EPS.
Этап седьмой - ввод кодов маркировки в оборот
Производится в разделе “Документы” личного кабинета зарегистрированного участника. Отметим, что розничные продавцы сталкиваются с получением кодов и вводом в оборот в исключительных случаях: при маркировке остатков, порче или утере кода, возврате товара покупателем и иных ситуациях.
Какое оборудование понадобится предпринимателю для работы в системе маркировки
Онлайн-кассы
Именно онлайн-ККТ передает информацию о выбытии кодов маркировки в государственную систему мониторинга. Бизнес почти полностью перешел на такое контрольно-кассовое оборудование. Исключение составили ИП без работников, самостоятельно оказывающие услуги населению или продающие товары собственного изготовления (статья 2 закона 129-ФЗ от 06.06.2019).
Сканер кодов Data Matrix
Для работы с кодами маркировки не нужен продвинутый девайс, вполне достаточно обычного 2D-сканера. Такое устройство может считывать как линейные (пример - штрих-код) так и двухмерные (Data Matrix, QR) коды.
Принтер ценников и этикеток
Полученный код маркировки нужно нанести на единицу продукции, после чего ее разрешается продавать. Самый простой способ - распечатать изображение на принтере и наклеить его на упаковку или само изделие. Закон разрешает делать и так и эдак. Принтер подойдет любой, совсем не обязательно покупать дорогостоящий. Если уже используете похожий девайс в работе, вполне можно обойтись и им и ничего не приобретать дополнительно.
Аппликатор для нанесения кодов маркировки
Девайс понадобится в том случае, если у магазина большой оборот и серьезные дневные продажи. Если нужно промаркировать большое количество остатков, возвратов и обменов много, то клеить этикетки вручную слишком трудозатратно. Лучше механизировать процесс и воспользоваться аппликаторами.
Устройство позволяет быстро промаркировать большое количество товара усилиями одного-двух работников склада. В аппликатор вставляется рулон с лентой, на которую нанесены коды маркировки. Лента самоклеящаяся, для нанесения достаточно провести аппликатором по изделию или упаковке.
Устройства для продажи меховых изделий
Если при маркировке основной части товаров используется изображение Data Matrix, то меховые изделия помечаются другими идентификаторами - радиочастотными RFID-метками. В изделие зашивается специальный чип, для сканирования которого понадобится отдельное устройство - считыватель RFID-меток.
RFID-метки используются не только при маркировке меховых изделий. Подобные технологии применяются, например, в домофонах. Для розничной торговли шубами нужны те, что разработаны для предприятий розничной торговли и интегрируются с программами Bookos 2.0FE и ATID AT-870. Этот софт доступен на сайте Федеральной налоговой службы абсолютно бесплатно.
В заключении
Возможно, при маркировке остатков разрешат использовать упрощенную схему, как это было при маркировке остатков обуви. Следите за новостями в нашем блоге и будьте в курсе.
И последнее: для работы в системе обязательной маркировки понадобится современная товароучетная система, интегрированная с личным кабинетом “Честного знака”. В качестве такого софта вы можете использовать программу складского учета “ЕКАМ”. Она поддерживает продажу маркированного товара и является отличным инструментом контроля товарных запасов, управления персоналом и комплексной автоматизации торговли.