Обязательная маркировка питьевой воды: как подготовиться предпринимателям
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, пополнился еще одной позицией - питьевой бутилированной водой. Эксперимент уже запущен, а старт процедуры намечен на 2021 год. Разобрались, как будет происходить маркировка воды и что делать розничным продавцам.
Эксперимент по обязательной маркировке питьевой воды
Стартовал 1 апреля 2020 года. Как и ранее, пилотный проект преследует несколько целей:
- разработка методики маркировки бутилированной воды для участников рынка;
- выбор оптимальных способы нанесения кодов маркировки на сами бутылки с водой;
- запуск, настройка и тестирование систем электронного документооборота для обмена данными между производителями, логистами и розничными продавцами;
- определение изменений в производственных и бизнес-процессах в связи с введением обязательной маркировки.
Другими словами, участникам эксперимента по маркировке питьевой воды предстоит выстроить целую систему, по которой в дальнейшем будет работать весь рынок. На сегодняшний день к пилотному проекту уже успели присоединиться несколько ключевых производителей упакованной питьевой воды, а также ряд сетевых ритейлеров.
Эксперимент по маркировке продлится почти год - до 1 марта 2021 года. Затем будет переходный период, в течение которого подключение к системе маркировки будет добровольным. После него маркировка станет обязательной для всех производителей, импортеров и розничных продавцов. Конкретные даты пока неизвестны, о них будет объявлено дополнительно, по результатам пилотного проекта.
Всеобщий переход на обязательную маркировку должен завершиться к 2024 году - к этому времени будут маркировать все без исключения товары.
Кто проводит эксперимент по маркировке питьевой воды
Курировать маркировку будет центр развития перспективных технологий - ЦРПТ. Ведомство разработало общенациональную систему маркировки товаров - “Честный знак”. Здесь курируют маркировку и остальных товаров - табака, одежды и обуви, автомобильных шин и других.
На базе “Честного знака” создана специальная рабочая группа, предметно занимающаяся маркировкой упакованной воды под названием “Минеральная вода”. Руководителем группы назначен Николай Гладков.
Как работает система маркировки
Какая вода подлежит обязательной маркировке
Пока не вся: речь идет только о чистой питьевой воде без каких-либо добавок: сахара и подсластителей, красителей и прочего. Так что время Coca Cola и Pepsi наступит немного позже. Даже вода, восстановленная из талого снега и льда пока не попадает под обязательную маркировку. А вот какая попадает:
- воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, лед и снег. Код ТН ВЭД - 2201;
- воды минеральные и газированные, природные минеральные воды. Код ТН ВЭД - 2201 10;
- негазированные бутилированные воды. Код ТН ВЭД - 2201 10 110 0;
- прочая бутилированная питьевая вода. Коды ТН ВЭД - 2201 10 190 0, 2201 10 900 0, 2201 90 000 0.
Как стать участником пилотного проекта по маркировке питьевой воды
Уже сейчас присоединиться к эксперименту может любой желающий. Участие добровольное, но представители национальной системы мониторинга рекомендуют подключиться к пилоту уже сейчас. Так предприниматели получат шанс войти в новый этап уже подготовленными, с налаженными бизнес-процессами и документооборотом.
Для того, чтобы принять участие в эксперименте по обязательной маркировке упакованной питьевой воды, нужно написать заявку в свободной форме и отправить ее на имя Николая Гладкова на электронный адрес water@crpt.ru.
Содействие в эксперименте дает уникальный шанс лично принять участие в разработке методических рекомендаций для всей отрасли. По традиции, все решения и изменения обсуждаются с бизнес-сообществом для выбора оптимальных способов работы.
Инициативное письмо должно быть написано на фирменном бланке организации, заверено печатью и подписью руководителя. В документе нужно описать вид деятельности компании (производитель, логистическая служба, дистрибьютор или розничный продавец), а также указать контактные данные лиц, которые будут принимать участие в рабочих группах пилотного проекта.
Код маркировки Data Matrix
А вот что уже точно известно до начала эксперимента, так это формат средства идентификации. Это будет двухмерный код Data Matrix, уже зарекомендовавший себя при маркировке табачной продукции, одежды, лекарственных препаратов и ряда других товаров. Почему именно Data Matrix? На это есть несколько причин:
- Средство идентификации может содержать большой объем зашифрованной информации. Сюда можно упаковать данные о производителе, объем тары, цену, состав код товара GTIN и многое другое. Вообще Data Matrix способно содержать до 2 килобайт данных. Это выгодно отличает его от привычных штрих и QR кодов.
- Код практически нереально подделать. Он зашифрован криптографическими методами кодирования.
- Изготовление одного кода стоит копейки, причем буквально. Пока идентификаторы выдаются участникам проекта на безвозмездной основе, но в будущем каждый код будет стоить 50 копеек.
- Изображение с кодом легко наносится практически любыми известными способами. Его можно распечатать и наклеить на упаковку или бутылку, нанести при помощи лазерной гравировки или типографскими методами на этикетку с продукцией.
- Для размещения кода нужно мало места. Для этого надо предусмотреть на товаре поверхность площадью всего лишь 14х14 квадратных миллиметров.
- Код Data Matrix можно отсканировать, даже если он частично поврежден: стерт, оторван или закрашен. Это возможно благодаря криптохвосту, упакованному в изображение. Для считывания нужно чтобы нетронутыми остались не менее 70 процентов площади изображения.
Структура кода
Зачем вообще понадобилась маркировка питьевой воды
Обязательная маркировка упакованной воды закрывает целый спектр задач:
- борьба с контрафактом. Ключевое направление работы. По разным оценкам, доля подделок на рынке минералки составляет от 1 до 30 процентов. Поскольку вода относится к товарам первой необходимости, наличие контрафакта необходимо исключить полностью;
- борьба с теневым рынком. В ЦРПТ уверены, что исключение из цепочки товарооборота серых продавцов ведет к росту выручки честных предпринимателей на 50-60 процентов, или 50-100 миллиардов рублей на отдельную отрасль. Оно и понятно: нелегальные торговцы не платят налоги, а значит, имеют конкурентное преимущество и держат цены ниже;
- повышение собираемости налогов и сборов. Если весь рынок будет работать в белую, увеличится налогооблагаемая база;
- обеспечение прозрачности всей цепочки товарооборота, от производителя до конечного покупателя. На любом этапе можно отследить, как и откуда здесь оказалась конкретная партия или бутылка. К тому же, в системе маркировки предусмотрен широкий общественный контроль. Любой, скачавший на смартфон официальное приложение “Честный знак”, сможет проверить подлинность бутылки и сообщить о нарушениях в контролирующие органы;
- сокращение бумажного документооборота. Весь обмен данными будет происходить в электронном виде посредством операторов электронного документооборота - ЭДО. Официальный партнером станет “Калуга Астрал”, но можно выбрать любого удобного для работы.
Как работает обязательная маркировка товаров
Все начинается на этапе производства воды и розлива в бутылки. Каждая единица товара помечается средством идентификации - кодом Data Matrix. Одновременно с этим сведения вносятся в единую государственную систему отслеживания. Теперь каждое движение продукции видит государство и остальные участники рынка. Для внесения кодов в общую базу производители безвозмездно получат специальное оборудование - регистраторы эмиссии. Остальную технику - промышленные принтеры и устройства для нанесения кодов, заводы-изготовители приобретут самостоятельно.
Далее на каждом этапе миграция товара фиксируется участником оборота. Для этого он сканирует код Data Matrix и делает отметку в общей системе мониторинга. Это относится к логистическим службам, дистрибьюторам, дилерам, торговым представителям и так далее.
На конечном этапе коды маркировки попадают в розничный магазин. Он принимает товар, сканируя изображения на упаковке и сверяя их с информацией в системе ЭДО. При продаже код выбывает из базы. Данные передаются в ЦРПТ при помощи обычной онлайн-кассы через оператора фискальных данных. То есть простому магазину не понадобится тратиться на дополнительную торговую технику - можно обойтись тем, что есть.
Приложение “Честный знак”
Как розничному магазину подготовиться к маркировке питьевой воды
Работа начинается с регистрации в системе мониторинга “Честный знак”. Для этого нужно заполнить заявку на официальном сайте, указав данные о компании. После этого вы получите доступ к личному кабинету.
Далее необходимо приобрести дополнительное оборудование, если это необходимо. Справедливости ради отметим, что большинство розничных магазинов уже имеют все, что нужно для продажи маркированных товаров.
Вот список техники и ПО: проверьте, если все это у вас есть, тратиться не придется:
- онлайн-касса. Фиксирует продажу маркированного товара и передает информацию оператору фискальных данных (ОФД). Единственное, что нужно проверить - это версию прошивки кассы. С кодами Data Matrix умеют работать устройства с прошивкой ФФД 1.05 и выше. В чеке есть специальный реквизит - код маркировки. У более старых прошивок такой признак отсутствует. Правда, перейти на ФФД 1.05 должны были все магазины с 1 января 2019 года, так что скорее всего вы это уже сделали;
- сканер 2D-кодов. Обычный одномерный не годится - он не сможет считывать коды Data Matrix;
- принтер этикеток. Необходим в случае, когда магазину нужно самостоятельно распечатать код маркировки;
- аппликатор для наклейки изображений с кодом на товар или упаковку. Нужен опционально, если придется наносить много кодов. В большинстве случаев клеить коды можно и вручную;
- товароучетная программа. Понадобится такая, которая поддерживает работу с маркированным товаром, например, “ЕКАМ”;
- система ЭДО. Можно подключиться к любому оператору электронного документооборота. Если вы уже пользуетесь ЭДО при обмене данными, ничего делать не придется.
На последнем этапе нужно обучить персонал новым правилам работы. Теперь при приемке товара надо сканировать коды маркировки и заносить их в товароучетную систему. Программа складского учета “ЕКАМ” интегрируется с онлайн-кассой. При продаже единицы товара код маркировки погасится автоматически.
Кто будет маркировать бутилированную воду
А в этом месте розничные продавцы могут выдохнуть: маркировкой им заниматься не придется. Эта обязанность возложена на производителей и импортеров. Все основные затраты понесут именно они. Правда есть три случая, когда наносить код маркировки должен магазин:
- код поврежден или уничтожен;
- покупатель произвел возврат товара;
- маркировка остатков продукции.
В этих случаях нужно запросить через личный кабинет “Честного знака” новый код, распечатать его и нанести на бутылку с водой установленным способом. Теперь ее можно продавать.
Остались вопросы по обязательной маркировке питьевой воды? Вы можете задать их специалистам компании “ЕКАМ” в любое время. Также у нас можно приобрести весь комплект оборудования для обязательной маркировки.