Гид по обязательной маркировке велосипедов и велорам: к чему готовиться участникам рынка с июня будущего года
Мы уже писали о маркировке таких товаров, как лекарства, автомобильный шины, табачные изделия, одежда и обувь. Не так давно стартовал пилотный проект по маркировке другой категории товаров - велосипедов, велосипедных рам и моторизированной велотехники. Расскажем, чего бизнесу ждать от нововведения, как к нему подготовиться и избежать санкций и штрафов.
Информации пока не так много, конкретные методические указания появятся после подведения итогового пилотного проекта. В статье собраны самые актуальные на данный момент сведения касательно обязательной маркировки велотехники. В целом подход не сильно отличается от маркировки других товарных категорий. Впрочем, обо всем по порядку.
Главная задача маркировки - борьба с контрафактом
А зачем, собственно, все это было придумано? Все просто: по данным различных источников, доля нелегальной велотехники на российском рынке достигает 20 процентов. В основном речь идет о китайских производителях, давно заполонивших рынок велосипедов. Часть продукции ввозится на территорию России незаконно, с нарушением правил таможенной очистки или вообще без нее. От этого страдают все: государство недополучает налоги, отечественные производители не могут конкурировать с нелегальными продавцами, а любители велотехники получают сомнительного качества товар по завышенным расценкам.
Все эти проблемы призвана решить программа обязательной маркировки товаров. Спойлер: с 2024 года на территории РФ будет маркироваться каждая мелочь, реализованная через розничную сеть.
Как обязательная маркировка поможет в борьбе с нелегальной и контрафактной продукцией? Ответ прост: такой товар будет невозможно законно продать через магазин. Все велосипеды пометят средством идентификации, содержащим зашифрованную информацию об изделии. Данные будут внесены в общую систему мониторинга, контролируемую государством. При продаже эти данные попадают в кассовый чек и отправляются в программу отслеживания. Нелегально изготовленный или ввезенный велосипед можно реализовать только мимо кассы, а это уже другая мера ответственности. За такие фокусы деятельность предпринимателя могут приостановить на срок 90 суток и более, не говоря о серьезных штрафах.
Как будет работать обязательная маркировка велосипедов
Как мы уже писали, вся велотехника будет помечена при помощи уникального идентификатора - кода маркировки. Метку размещают на главном элементе велосипеда - его раме. Это делается на этапе производства или ввоза на территорию страны. Информация тут же попадает в государственную систему отслеживания, где, в дальнейшем, фиксируются все перемещения каждой единицы продукции. Это и отгрузка дилерам, и поставки оптовикам, и продажа через розничные сети.
Вклиниться в эту цепочку и подменить изделие (или код маркировки) практически нереально. Система сразу распознает такие манипуляции и то, на каком этапе они были произведены.
После продажи через магазин код маркировки изымается из оборота и гасится в базе. Ему присваивается статус “вышел из оборота”.
Обязательная маркировка велосипедов
Что такое код маркировки
Средство идентификации велосипедов пока не выбрано. Приоритетным считается использование двухмерного кода формата Data Matrix - универсального изображения с зашифрованной в нем информацией. Такой подход уже успешно применяется для маркировки одежды и обуви, автомобильных шин, а также табака и лекарственных препаратов. По сравнению с аналогами Data Matrix имеет ряд несомненных преимуществ:
- простота изготовления и относительная дешевизна. Себестоимость одного такого кода не превышает 30 копеек. Это позволит избежать удорожания велосипедов для потребителя;
- изображение с кодом легко наносится на любую упаковку или сам велосипед. Его можно распечатать и наклеить на коробку, разместить на раме при покраске или выполнить гравировку;
- код можно считывать при повреждении до 30 процентов площади. Это выгодно отличает Data Matrix от, например, привычного для всех штрих-кода;
- самое главное: такой идентификатор почти невозможно подделать. Он изготовлен с использованием криптографической защиты данных;
- Data Matrix содержит большой объем зашифрованной информации - до двух килобайт. За счет этого можно упаковать в изображение не только данные о стоимости, но и сведения о производителе, дате выпуска, спецификации и так далее;
- для работы с кодами не требуется дорогостоящее торговое оборудование. При всех достоинствах, изображение считывается обычным двухмерным сканером.
По этим причинам весьма вероятно, что велосипеды будут маркироваться именно Data Matrix-кодом. Среди других вариантов рассматривается использование RFID-меток, QR-кода и прочие. Окончательное решение по выбору средства идентификации будет принято по результатам проведения эксперимента по маркировке велосипедов.
Data Matrix-код и QR-код - сравнение
Немного об эксперименте, проводимом с 16 сентября 2019 года
Сейчас обязательная маркировка велосипедов работает в тестовой фазе. К пилотному проекту подключились крупные производители и импортеры - всего более 15 компаний.
Эксперимент курируют Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Срок окончания эксперимента по обязательной маркировке велосипедов - 31 мая будущего года. После этой даты переход на маркировку станет обязательным. Окончательные сроки пока не утверждены. Известно, что с 1 июня начнется подключение к системе мониторинга всех игроков рынка. На это дадут какое-то время. Тоже самое касается распродажи немаркированных остатков - их можно будет реализовать без кодов.
Финальным этапом перехода станет тотальное и повсеместное применение маркировки. Это должны будут делать все участники рынка, а продавать велосипеды без средств идентификации запретят полностью.
Какие велосипеды будут маркировать
Список регламентирован Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2019 года № 1183. Документ содержит приложение - “Перечень отдельных видов товаров, подлежащих маркировке в рамках эксперимента по маркировке велосипедов и велосипедных рам средствами идентификации и мониторингу оборота данной продукции”.
В перечень входят:
- велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них (код ТН ВЭД ЕАЭС 8711);
- велосипеды двухколесные и прочие велосипеды (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя (код ТН ВЭД ЕАЭС 8712 00);
- рамы велосипедов (код ТН ВЭД ЕАЭС 8714 91 100);
- трехколесные велосипеды (код ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9).
Таким образом, маркируются практически все велосипеды: детские, взрослые, спортивные, моторизированные и без мотора.
Оператор системы маркировки
Главным игроком программы обязательной маркировки велосипедов традиционно выступает Центр развития перспективных технологий - ЦРПТ, разработчик национальной системы маркировки “Честный знак”.
Главная страница сайта Центра развития перспективных технологий
ЦРПТ курирует пилотный проект по маркировке велотехники. Любой желающий может подключиться к эксперименту прямо сейчас. Для этого нужно подать заявку на участие на официальном сайте “Честного знака”.
Как розничному магазину подготовиться к обязательной маркировке велосипедов и велосипедных рам
Конкретные методические указания для розничных продавцов появятся после проведения пилотного проекта. Но начинать готовиться к переходу можно и нужно уже сегодня, чтобы встретить его во всеоружии.
Итак, что нужно сделать:
- Получить УКЭП - усиленную квалифицированную электронную подпись. Это можно сделать, обратившись в любой удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством коммуникаций и связи. Актуальный список центров можно узнать здесь.
- Зарегистрировать личный кабинет на сайте “Честного знака”. После регистрации аккаунта вы получите дальнейшие инструкции для подключения организации к системе маркировки велосипедов.
- Подключиться к системе электронного документооборота - ЭДО. Список операторов ЭДО можно посмотреть здесь.
- Внедрить в работу программу товароучета с поддержкой обязательной маркировки и интегрировать ее с личным кабинетом на сайте “Честного знака”. Для этих целей вы можете использовать товароучетную программу “ЕКАМ”.
- Приобрести и зарегистрировать в ФНС онлайн-кассу, а также заключить соглашение с ОФД. Именно оператор фискальных данных будет передавать информацию о кодах маркировки в национальную систему мониторинга. Если у вас уже есть работающая ККТ, проверьте версию прошивки. Она должна поддерживать работу с фискальными документами формата ФФД 1.05 и выше. Чеки данного формата имеют отдельный реквизит - код маркировки. Если вы до сих пор не перешли на работу с новым форматом фискальных документов - обновите прошивку кассы, обратившись в специализированную организацию.
- Докупить необходимое оборудование - сканер двухмерного кода и принтер ценников и этикеток. Опять же, если такая техника уже применяется, покупать ничего не надо. Если у вас возникли вопросы касательно покупки и настройки торгового оборудования, вы можете обратиться к специалистам компании “ЕКАМ”.
- Немного изменить правила продажи, возврата и приемки товара. Теперь при оприходовании очередной партии велотехники у поставщика нужно считывать коды маркировки, чтобы они “упали” в вашу товаручетку. Это делается в системе ЭДО. В момент продажи кассир обязан сканировать код маркировки, чтобы он попал в кассовый чек. Возврат велотехники значительно усложнится: повторно реализовать принятый назад велосипед уже нельзя. Сначала надо получить новый идентификатор, распечатать его и нанести на раму изделия. Получение кода дело несложное - достаточно сделать соответствующий запрос в ЦРПТ.
- Обучить персонал новым правилам работы. Это касается продавцов, кладовщиков и других ответственных лиц.
Сканеры двухмерного кода
Общественный контроль оборота маркированных товаров
Вишенкой на торте закона об обязательной маркировке станет широкий общественный контроль за оборотом маркированной велотехники и других товаров. Подход заключается в следующем: любой желающий может скачать себе на смартфон мобильное приложение “Честный знак”. Сканируя товар, можно проверить его происхождение и подлинность. Если метка “не бьется”, значит, в руках у покупателя находится подделка. Об этом факте можно тут же сообщить в контролирующие органы - прямо из приложения.
Как работает приложение “Честный знак”
Приложение “Честный знак” уже сейчас доступно для скачивания в Play Market и App Store.
Заключение
На первый взгляд может показаться, что до перехода на обязательную маркировку велосипедов осталось еще уйма времени. На самом деле начинать готовиться к переходу нужно уже сегодня. Практика с табачными изделиями и прочими маркируемыми товарами показывает, что не все оборудование корректно работает с кодами маркировки. Могут понадобиться дополнительные настройки оборудования и его наладка. Плохо, если это придется на пик продаж. Не откладывайте в долгий ящик - начните готовиться уже сегодня.